old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

Зимовка на острове Беринга

Самолёт то проваливался в воздушные ямы, то трясся мелкой дрожью, ныряя в облака. От этого по спине пробегали мурашки, и ныло в животе. Пассажиры по моим наблюдениям делились на две категории: одни заметно нервничали, другие изображали из себя невозмутимых. Я относился ко второй категории и бесстрастно смотрел в иллюминатор. В какой-то момент облака разошлись, и под нами показался остров. Он смахивал на гигантский айсберг. Улетая с о. Беринга осенью в сезон ягод и грибов, разноцветной тундры, дождей, солнца и ветровки вместо пуховика, я и представить себе не мог, что зима прибавит к его облику столько величия и чистой северной белизны.
По пути в бухту Полуденную
Ледяной ковчег. А в нём диковинные звери, птицы и смелые красивые люди.

Сделав круг над заснеженной тундрой, наш самолёт приземлился. Мы вышли на полосу. Лицо обдало морозным ветром. Вспомнились слова поэта Качаева: «не наши юные тела гавайским обдувать пассатам…». Арктическая пустыня вокруг казалась мёртвой. Позже я понял, что это – обманчивое впечатление. Ну да обо всём по порядку.

Зима на Командорах – долгая и холодная. Мороз, правда, не сильный – до  10-15 ̊С, но влажность и ветер делают своё дело. Кроме того, погода весьма изменчива: вышел в тундру – всё тихо-спокойно, а через несколько минут поднимается ветер, и вот уже пуржит с такой силой, что приходится пригибаться к самой земле и ползти, как черепаха. Зато какие рассветы и закаты! Небо горит огнями, океан светится холодом, а снег… снег розовеет, белеет, голубеет: в общем играет по правилам неба.
Тундра на закате

Пена на лайде

Прибрежный риф

Китовые кости на берегу
Ещё зимой в Никольском чаек вытесняют вОроны. В безветренную погоду их голоса разносятся далеко над посёлком. Это настоящая психоделия: шум океана и вороны. Ты бродишь по тундре в армейских овечьих рукавицах, альпинистских очках, с красным носом. Во внутреннем кармане пуховика у тебя термос Арктика с чаем и варган. А вокруг вороны.

Зимой на Командорах, как по мне, не менее интересно, чем летом. Основной транспорт – снегоходы. Обычно с нартами.
На буране
Есть отечественные «Бураны», но люди позажиточней предпочитают «японцев».
Ski-doo

На снегоходе можно добраться в отдаленные уголки острова быстрее, чем на квадроцикле. Островитяне ездят на зимнюю рыбалку, собирают мидий и прочих моллюсков у мыса Китового во время отлива; не забывают и про водоросли – надо же чем-то восполнять недостаток витаминов. Ночуют собиратели-охотники-рыболовы в промысловых избушках, что построены по всему побережью Берингова моря и Тихого океана.
Избушка в бухте Полуденной
Целый день гонять на снегоходе по острову, а вечером сидеть у растопленной печурки, пить чай со сгущенкой, слушать, как в окно стучит снег, смотреть на обветренные лица собеседников – промысловиков, путешественников, философов, моряков – и говорить об островах и городах, храбрецах и трусах, былых сражениях, погоде и охотничьих ружьях  – как вам такая программа?

Посёлок Никольское в холодный сезон кажется приятнее и милее, чем есть на самом деле.
Новый посёлок
Снег скрывает его недостатки и подчеркивает достоинства, как правильно подобранная одежда.
Старый поселок
В результате, плохое настроение зимой одолевает намного реже, чем осенью или в туманном июне. Грустить начинаешь, если только циклон затягивается на неделю и больше.

Ну да что всё о погоде да погоде. Пора перейти к самому интересному. Как я уже писал, заснеженный остров сначала показался мне безжизненным. Но совсем скоро я убедился в обратном. Чтобы не быть голословным, просто опишу маршрут одного из своих любимых походов по острову – на северо-западное лежбище.

Итак, приключения начинаются уже возле посёлка, когда надо перейти вброд речку Гаванку. Дальше путь лежит по лайде к мысу Китовому.
Мыс Китовый
По песку разгуливают чайки, а в волнах прибоя можно увидеть тюленей. Они медленно двигаются в воде следом за вами, их головы всегда повёрнуты в вашу сторону. Будто настоящие шпионы, они могут вести вас ни один километр.

У мыса Китового во время отлива много птиц. Иногда здесь можно встретить морских бобров  – каланов, всегда готовых полакомиться моллюсками и рыбой.
Калан
От м. Китового до м. Забияки рукой подать, а дальше по берегу уже не пройти, и вот мы поднимаемся наверх и идём через тундру по следам снегоходов, чтобы не проваливаться в снег.
Радуга в снежном облаке
Но и здесь, в ледяной пустыне, человек не одинок. То тут, то там шныряют или просто лежат у нор песцы;
Песец
иногда можно заметить куропаток в белом зимнем наряде.
Куропатка
Обычно они кормятся на проталинах.
Куропатки даже сегодня непуганы, подпускают к себе очень близко; неудивительно, что моряки из команды Витуса Беринга, вынужденно зазимовавшие на острове в 1741-42 г., просто забивали куропаток палками.
Ну а когда доходишь до лежбища, то и вовсе начинаешь сомневаться в реальности происходящего. Слишком уж дивный мир открывается перед глазами.

На скалах возлегают морские котики.
Котики
Чуть повыше устроились зрелые мощные самцы – секачи, ниже отдыхает молодняк.

Худосочный котик
Коты спят, чешутся, блеют, иногда дерутся и рычат низкими бархатными голосами. Среди котиков можно заметить одного-двух морских львов – сивучей, царей командорских лежбищ.
Котики и сивуч

Тихий час
А чуть поодаль, слившись с камнями, валяются лежебоки-тюлени.
Тюлени
Снять их большая удача: они пугливее, чем котики, и близко к себе не подпускают – чуть что, сразу в воду.
Тюлени постоянно озираются по сторонам, и через некоторое время сьёмок я заметил, что и сам начал оглядываться.

На этом перечисление обитателей лежбища не заканчивается.
Среди скал рыщут песцы.
Песец

Периодически они кричат неожиданными голосами, будто ночные птицы в джунглях, и в этих криках слышится и арктическая тоска, и вызов человеку, вторгшемуся на их территорию, и желание набить до отвала брюхо. Этих аборигенов нельзя не уважать: ведь они тысячелетиями выживают здесь на задворках планеты.

Помню, как-то раз ночью ко мне под окно дома в поселке прибежал песец. Он дрожал под дождем и всё грыз позвонок кита, который был раза в три больше чем он сам. А я вспомнил строки Моррисона:

Ходим, бродим в ночи безнадежной.
Там на границе, где звезды не светят,
Там мы под кайфом
Невинны.

Тут же между камней на лежбище ловит рыбу юркая и любопытная американская норка, прекрасная пловчиха и рыбачка хоть куда.
Американская норка
Фотографировать её – истинное удовольствие.

Ну и птицы конечно. Командоры смело можно назвать птичьими островами. Они всюду: в воздухе, в воде, на камнях, только фотоаппаратом щёлкать успевай.
Бакланы

А на обратном пути в посёлок было бы неплохо попасть под снегопад и хорошенько продрогнуть. Ведь на севере в тепле правды нет.

Ну и ещё несколько фотографий из моего похода в бухту Полуденную.

Китовые кости

Арка Стеллера

Олени

P.S. А этих красавцев я встретил всего в часе ходьбы от посёлка.

Олень в тундре

Вышли на берег водорослями полакомиться
Tags: Зима, Командорские острова, Котики, Остров Беринга, Сивучи, Тундра
promo vlad_smyrnov april 10, 2017 18:20 15
Все фотографии в этой статье сделаны на мобильный телефон Huawei p9 Долгое время я думал, что самый высокий посёлок на земле должен находится в Тибете. И только пару лет назад, путешествуя по Тибету, прочитал в интернете, что в этом вопросе первенство принадлежит Перу. Называется поселение…