old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

Морской поход на яхте Eagle из Мармариса в Стамбул. Апрель 2018. Часть 2

Первую часть дневника морского похода из Мармариса в Стамбул вы можете прочитать по этой ссылке.

.

.

.


16 апреля 2018 г.

День 7-й

В 04:00 я сменил на вахте Серёгу. Когда поднялся в кокпит, Сергей стоял с округлёнными глазами - это была его первая ночная вахта, и он шёл почти всё время в тумане, который стелился по воде полосами. Курс - 303°.

В 05:30 задул западный ветер, я остановил мотор и поставил полный грот и стаксель, но уже в 07:25 убрал паруса и дальше пошёл на моторе.

.

На подходе к порту Chios к нам на рибе подошла греческая береговая охрана и поинтересовалась, куда держим путь. Один вояка сидел на руле, второй, видимо, командор этой группы, разговаривал с нами, а третий в черной майке с автоматом наперевес осматривал нас и выглядел круто, как Рембо. Правда, Серёга, занимающийся стрельбой из огнестрельного оружия, сказал, что автоматчик действовал непрофессионально, стоя  открытым впереди своих товарищей, и при реальной встрече с пиратами толку бы от него не было никакого: его бы завалили первым.

В 13:00 мы вошли в порт Chios для заправки. Бункеровщика не нашли, поэтому, ошвартовавшись лагом на набережной к южной причальной стенке, мы с Сергеем вооружились двумя 18 литровыми канистрами и отправились на заправку, а Андрей остался варить суп.

Из заметок капитана.

В 14:10 вышли из порта, легли на надлежащий курс и поставили полный стаксель и полный грот, но уже в 15:30 убрали стаксель, оставив грот для стабильности, и запустили мотор. Андрей пошёл в носовую каюту часок вздремнуть, а мы с Серёгой беседовали в кокпите и несли вахту.

На правом траверзе прошли островок-скалу с маяком,

островок-скала с маяком

затем на левом - очень живописный маяк на острове Pasas.

маяк на острове Pasas

В какой-то момент нас стал догонять катер береговой охраны. Не сбавляя скорости, они сделали вираж вокруг нас и, не останавливаясь, помчались назад. Мы решили, что весь этот военный ажиотаж связан с потоками беженцев.

Тем временем, стрелка барометра скакнула с 991 в обед до 978. Солнце скрылось за серой невразумительной пеленой. Срывались капли дождя. Погода портилась на глазах.

Проснулся Андрей, провёл несколько телефонных переговоров, затем задумался,

.

наверное, о предстоящих трудностях перехода, в то время как мы, беспечная матросня, устанавливали доджер и бимини, надевали водонепроницаемую одежду.

На выходе между островом и турецким берегом начал раздувать норд-норд-ост. Над Хиосом ещё светлело небо,

.

над Турцией сгущались сумерки.

.

Ветер крепчал с каждой минутой.

В 19:00 мы поставили половину стакселя и зарифили грот до 3-го рифа.

.

.
Серёга берёт 3-й риф

Легли на курс 10°. Шли в бейдевинд правого галса со скоростью 4,4 узла.



Море пенилось, хаотичные волны отплясывали безумные танцы. При этом в нескольких милях от нас над островом Хиос небо очистилось. Я представил, как греки сейчас сидят в летних кафе с видом на море, пьют вино, едят осьминогов, и даже не подозревают, что недалеко от них в море в этот момент люди борются со стихией. А ещё мне вспомнилось, как на яхте Арис в ноябре 2017 у нас в такую же погоду сорвало крепление галсового угла стакселя к закрутке, и я ещё раз подивился, насколько быстро может меняться погода в море.

Примерно через час ветер стал стихать. Андрей поставил спинакер-гик, и мы ещё некоторое время шли бабочкой. В 21:40 ветер скис окончательно. Мы убрали стаксель и завели мотор в точке с координатами 38°46′ N  26°22′E.

.


На подходе к острову Лесбос за нами увязался вельбот британской береговой охраны. Они  некоторое время просто следовали за нами, затем направили на яхту очень яркий прожектор и связались по рации. Я как раз в это время стоял в кокпите и предпочёл проторчать несколько минут в луче прожектора, рассудив, что лучше не делать резких движений. И несмотря на то, что радио-переговоры были вежливыми и доброжелательными, меня не покидало чувство, что я то ли на расстреле, то ли пытаюсь сбежать из тюрьмы, как в американских фильмах. Было неприятно. Позже Андрей рассказал, что у береговой охраны есть специальные тепловизоры, с помощью которых они определяют, сколько людей находится на борту.

Потом Андрей и Сергей ушли спать, я остался на вахте. Начался дождь. Яхта парила над тёмными водами Эгейского моря, обходила остров Лесбос с юга-востока. Легендарный Лесбос, мифическая родина лесбиянок, светился в ночи, как новогодняя ёлка. Приближаясь к острову, я ожидал услышать голоса и крики всяких там сирен, гурий и прочих распутных девиц, а вместо этого у берега почувствовал лишь запах канализации. Да уж - не те времена, не те герои.

В 03:50 мы ошвартовались у причального пальца в марине Mytilenes. Такой получился день, длиной в сутки.

17 апреля 2018 г.

День 8-й

На Лесбосе мы тоже взяли напрокат автомобиль, на этот раз фольксваген и отправились по серпантину в рыбацкую деревушку Skala Sykamineas на севере острова. Дорога вилась через живописнейшие уголки.

.

Свежий горный воздух. Солнце греет, но не печёт. Это состояние природы можно выразить в двух словах: погода шепчет.

Деревенька Skala Sykamineas - традиционна и идиллична: маленькая рыбацкая гавань с судёнышками,

Skala Sykamineas

рыбаки, сидящие тут же на лавочках на набережной, церковь Panagia Gorgona на скале над морем,

церковь Panagia Gorgona

таверны,

.

сушащиеся у воды осьминоги.

.

Мы засели в одном заведении. Я заказал греческий салат, Андрей - несколько овощных блюд, Сергей - салат и осьминога-гриль.

А теперь вопрос: что общего между барашком с острова Рамос и осьминогом с острова Лесбос? Что роднит этих невинных существ, принадлежащих к разным стихиям? Ответ прост: и тот, и другой разочаровали Сергея. Но, в отличие от барашка, осьминог был приготовлен классно, просто и он не пошёл нашему товарищу.

В общем, часть щупальца съел я, часть Андрей скормил трущимся о ноги котам. Хорошо посидели в тот вечер.

Panagia Gorgona

.


Из заметок капитана




18 апреля 2018 г.

День 9-й

Утром мы готовили яхту к выходу. Заправили 18 литров дизеля.

.

.
Это фотография  лодки моей мечты - яхты Fisher,  пришвартовавшейся рядом с нашей.

В 12:30 перешли из марины в порт к таможенному причалу для прохождения пограничных и таможенных формальностей.

В 14:15, закрыв греческую границу, вышли из гавани.

.
Входная крепость. Вид с моря.

Погода была ясная, лёгкий северный ветер.

.

.
Команда ужинает.

Повернули на запад в пролив Муслим.

.

Задул норд-ост. В 20:00 поставили половину стакселя и треть грота. Лодка шла со скоростью 3,6 узлов. В 22:45 убрали паруса и немного помоторили.

19 апреля 2018 г.

День 10-й

Ровно в полночь на правом траверзе Баба-кале (когда-то городка, построенного для защиты побережья от делавших набеги с островов пиратов, ныне рыбацкой деревушки), когда согласно генеральному курсу следовало повернуть на север, задул встречный норд, и мы, поставив половину стакселя и треть грота, пошли в бейдевинд правого галса курсом 308°. Скорость - 3,5-4,0 узла. К двум часам ветер усилился до 25 узлов. Мы оставили четверть стакселя и четверть грота.

Для нашей яхты это была серьезная непогода. Андрей вообще не уходил из кокпита, мы с Сергеем меняли друг друга каждые 2 часа. Самое сложное было расходиться с судами. Некоторые суда выходили на радио-связь и меняли свой курс, уступая путь штормующей яхте. Другие, двигаясь на автопилоте, не следили за аисом и радиоэфиром. Пришлось пару раз даже сделать оверштаг, чтобы избежать столкновения.

К утру волны только усилились, перекатывались через палубу, захлёстывали в кокпит и нам за шиворот. Как следует просолившись, мы поджаривались на солнце и боролись со стихией. Я сам себе напоминал сушёную волжскую тарань.

Из заметок капитана

В 11:00 сменили галс и пошли в сторону острова Bozcaada. Мы фактически двигались в обратную сторону, но выбора не было. В 15:00 Eagle приблизился к западной оконечности Bozcaada и опять сменил галс.

Около пяти вечера ветер начал стихать. Настроение сразу улучшилось. Мы сфотографировались на радостях,

.

поели, ещё пару раз сменили галс и к 18:20 на курсе 90° завели мотор, так как ветер скис, а встречное течение Дарданелл ощущалось всё сильнее и сильнее даже в море на подступах к проливу. Скорость снизилась на полтора узла.

.

В темноте Eagle вошёл в пролив.

20 апреля 2018 г.

День 11-й

Ночью погода была идеальная: прохлада, полный штиль, чистое небо, молодой месяц и звёзды, как на турецком флаге. На посадку в аэропорт Чанаккале со стороны Эгейского моря заходили самолёты. Мимо по чёрной глади пролива скользили суда. Мне нравится это чувство, когда ты наравне с другими судами участвуешь в плотном судовом трафике, особенно ночью; в такие минуты ощущаешь себя частью большого морского братства.

Андрей ушёл спать. Я оделся потеплее и нёс вахту в кокпите, а Сергей сидел в кают-компании и изучал Navionix и Ais. Время от времени он предлагал скорректировать курс. Вскоре очень захотелось спать. Попросив Серёгу сменить меня на вахте, я лёг прямо в

одежде на свою койку и уже провалился в глубокий сон, когда Серёга позвал меня наверх. Нас нагонял гигантский негружённый танкер. Он быстро и беззвучно скользил по водной глади и, будучи на расстоянии пары кабельтовых, заметил Eagle и дал гудок. Сергей немного запаникавал. Я предложил держаться заданного курса, не рыскать из стороны в сторону, чтобы траектория нашего движения была понятна судоводителю, и, таким образом, дать ему возможность совершить обгон. Когда судно благополучно обошло нас и растворилось в ночи, Сергей сказал: «Слышишь шум и щелчки в радиоэфире? Это с нами пытаются связаться суда, так как мы всем мешаем». Мне эта фраза напомнила незабвенный диалог из фильма ДМБ:

- Видишь суслика?

- Нет.

- И я нет. А он есть.

Я посоветовал Сергею идти спать, а сам остался в кокпите. Скоро поднялся Андрей и до захода в марину учил меня ориентироваться ночью по карте и навигационным огням. Ошвартовались в марине г. Чанаккале в 03:00.

Проснувшись около полудня, открыли турецкую границу и оформили транзит-лог. В прошлый раз, когда мы заходили в Чанаккале на яхте Aris, севастопольцы, перегонявшие катамаран из Сочи в Мармарис говорили нам, что если останавливаться в Мармарисе, то открытие границы тебе оформляют бесплатно, как дополнительную услугу. Так вот, это неправда. Парни или сознательно приврали, или по непониманию ввели нас в заблуждение. Помимо 180 лир за 2 дня стоянки, мы заплатили 420 лир за агентские услуги. Это, конечно, меньше, чем где бы то ни было на побережьи Турции, но, тем не менее, не бесплатно.

Вымывшись в тёплом душе марины (любой яхтсмен поймёт, сколько радости приносит уставшему морячку такое нехитрое береговое удовольствие), мы отправились побродить по городу.

В Чанаккале было уже значительно холоднее, чем в Мармарисе и Эгейском море. Почувствовалось дыхание Черного моря.

Серёга сказал, что ему хочется нормально поесть, то есть отобедать в ресторане мясом, я хотел купить йогурт, а Андрей - традиционную турецкую закуску - гёзлеме. Наши с Андреем желания мы реализовали довольно быстро, зато ресторан для Сергея всё не находился и не находился, несмотря на обилие оных в районе набережной. В конце концов, мы выбрали неплохую забегаловку с домашней кухней и большим выбором мясных блюд, но места в помещении все были заняты, поэтому хозяин вынес нам резервный столик прямо на тротуар. Так Серёга впервые поел в столь привычном для южных стран формате - за столом у проезжей части среди снующих по тротуару местных жителей. Правда, ему это не очень понравилось.

Вообще, Сергей уже спрашивал сегодня у Андрея, летают ли из Чанаккале самолёты. Это верный признак того, что он психологически устал. Да ещё и сам Чанаккале является ключевым местом на нашем маршруте, где у уставшего человека возникает ощущение, что часть пути уже пройдена, и можно отойти от дел.

Да что, всё о нас да о нас, пора и о городе пару слов сказать. Побывав в Чанаккале, как и в Эрегли, можно получить представление о жизни в среднестатистическом турецком городе. Здесь чисто, мило, уютно, есть улицы с кафе и ресторанами, есть улицы со специализированными магазинами, где продают одно и тоже, есть рыбацкий порт, набережная и рабочий квартал Sanai.

.

И, как и везде в Турции, в Чанаккале на каждом шагу вывешены национальные флаги и портреты Ататюрка.

.

Ну а самое главное - жители города. Они - достойные доброжелательные и отзывчивые.

.

Продолжение следует

Tags: #bareboatskipper, #boat, #bosporus, #chios, #crew, #eagle, #greece, #lesbos, #marmaris, #sail, #sailing, #samos, #skipper, #travel, #travelling, #turkey, #yacht, #yachting, #yachtmastercoastal, #yachtschool, #босфор, #греция, #игл, #мармарис, #море, #морскойпереход, #переход, #простояхтшкола, #путешествие, #рго, #россия, #русскоегеографическоеобщество, #сочи, #турция, #хождениеподпарусом, #эгейское, #яхта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →