old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

На яхте из Сочи в Мармарис. Хождение через три моря и два пролива. Часть 3

Первую и вторую части дневника морского похода Сочи-Мармарис вы можете прочитать по этим ссылкам: 1часть, 2 часть.

маршрут.jpg

13-е ноября 2017 г.

День 16-й

Босфор - Мраморное море

41°04′ с.ш.

29°02′ в.д.

Подъём был в 5 утра, а в 05:40 вышли из марины. За штурвалом стоял я. Город ещё спал. Мимо проплывали подсвеченные дома, улицы, мечети. Красота неописуемая. В Босфоре в предрассветный час - тишь и благодать. Лишь редкие танкеры и сухогрузы оглашают чёрное пространство низкими гудками, да первые паромы снуют от берега к берегу.

Мы прошли под мостом Золотые Ворота. Справа открылся залив Золотой Рог, слева виднелся деловой центр. В какой-то момент со всех сторон запели муэдзины, а капитан включил радио Вавилон, и из динамиков зазвучала клубная музыка. Мы будто парили по тёмным водам Босфора.

Стамбул - грандиозный город, когда покидаешь его, думаешь только о том, когда приедешь сюда в следующий раз.

В Мраморное море вышли на рассвете.

.

Прошли рейд. Наблюдали, как самолёты заходят на посадку в аэропорту Ататюрка. Когда кварталы Стамбула скрылись в береговой дымке, на спокойной воде появились полосы ряби. Мы поставили паруса и немного полавировали бейдевиндом в достаточно плотном судовом трафике.

.

Вода в Мраморном море тёмная, солёная. Вот уж действительно какое море можно было бы назвать Чёрным. Дельфинов видели всего один раз.

Вскоре ветер стих. На вахте был Лёха, я сидел с ним в кокпите. Мы болтали и изнывали от тоски по ветру и старому доброму хождению под парусом. Голод утоляли по-средиземноморски: сыром фетой, помидорами и крекерами. На столе стояла открытая бутылка красного сухого вина.

Затем к нам вышел старпом и сел на лавку с кислой физиономией.

.

Кажется, он грустил больше всех. Он - истинный яхтсмен, и без ветра, как без воздуха и воды, жить не может. На мотор у него сильнейшая аллергия.

Через некоторое время проснулся капитан и тоже проследовал в кокпит с сигаретой и каменным лицом. Чтобы хоть как-то его взбодрить, Алексей предложил выпить вина. Внезапно кэп, поддавшись порыву той грусти, что возникает у любого порядочного моряка при виде убранных парусов и зеркальной поверхности моря, схватил бутылку и за раз осушил её до дна. После этого пообещал побриться наголо, если появится ветер.

.

На нас с Лёхой накатил безудержный приступ веселья. Мы написали записку Эрдогану, где пожаловались на отсутствие ветра, засунули её в бутылку, пробку посадили на резиновый клей и выкинули в спокойные воды Мраморного моря.

.

Как ни странно, но вскоре ветер задул, поэтому на своих вахтах 16:00-20:00 и 04:00-08:00 я шёл острым курсом под парусом, а капитан сдержал обещание, и его обрила наголо Наташа.

.


Закат был просто волшебным. Солнце садилось за полуостров Ocaklar прямо по курсу.

.


За сутки мы прошли около 100 миль по прямой, 120 миль - галсами.

Из заметок капитана на полях.

Когда идёшь под звёздами в полной темноте, ощущаешь себя атомом в бесконечной вселенной.

14-е ноября 2017 г.

День 17-й

Пролив Дарданеллы

40°28′ с.ш.

27°06′ в.д.

В легендарный пролив мы зашли на рассвете под мотором.

.

.

Грот был оставлен для стабильности. Штиль. Погода серая, невразумительная. Вообще, пролив я представлял себе совсем по-другому:  эпичные мраморные столпы-исполины, будто стражи у входа, скалы с одинокими маяками, о которые разбиваются волны и так далее. Вместо этого мы проходили через не очень широкий пролив с довольно пологими берегами, на которых располагались одинаковые многоэтажные городки. Иногда Дарданеллы напоминал Керченский пролив, иногда - Магелланов.

Наша лодка неспешно продвигалась вдоль левого берега на автопилоте.

.

Я приготовил гречку и яичницу с луком, сварил кофе с корицей, а потом рассказывал товарищам о том, как первые испанские поселенцы на берегах Магелланова пролива вешались от тоски - так были унылы окрестные пейзажи, а тех, кто оставался жив, добивали британские пираты.

Часов в 11 к нам подошёл катер береговой охраны. Они сделали нам предупреждение, что идти можно только вдоль правого берега и с полностью убранными парусами, после чего проверили наши паспорта, судовые документы и убрались восвояси. Служивые были дружелюбны в лучших турецких традициях.

В Дарданеллах очень активный судоходный трафик.

.

Можно встретить рефрижераторы, сухогрузы, контейнеровозы. Навстречу прошёл даже российский военный корабль «Пытливый».

.

Но особенно много было танкеров, идущих под загрузку скорее всего в Россию.

.

К 3-м часам пополудни мы зашли в порт Чанаккале. Возможно, в древности где-то здесь находился город Троя, а теперь на набережной возвышается троянский конь, оставшийся после съёмок фильма.

.

Кстати, одним из городов-побратимов Чанаккале является Керчь.

Марина в Чанаккале - весьма респектабельна. Когда мы подошли к причалу и пришвартовались возле катамарана Lagoon, который перегонял из Сочи в Мармарис севастопольский экипаж, работники марины стали предлагать различные услуги: открыть границу, забункероваться топливом и водой. Мы решили запастись водой и топливом перед долгим переходом через Эгейское море. Так как в основном разговаривал с работниками я, то они стали называть меня капитаном. Должен признаться, это очень приятно - слышать обращение «капитан» в свой адрес. Постараюсь им стать на самом деле.

Здесь в Чанаккале яхту Арис покинули Серёга и Наташа. Им надо было возвращаться в Москву. Эгейское море нам предстояло пересечь вчетвером.

В Чанаккале мы пробыли всего несколько часов, закупили провизии, приняли душ в марине и на закате отправились дальше на выход из Дарданелл.

На руле стоял я. Мы шли вдоль тёмных турецких берегов, пересекали судоходные пути и якорные стоянки, рассуждали о том, как самые разные люди могут стать одной командой, сплотиться для того, чтобы, как и тысячи лет назад Аргонавты, выйти на утлом судёнышке в море навстречу неизвестности и бесчисленным опасностям и ждать лишь одного - хорошего ветра, молясь об удаче.

Ужин в тот вечер был царский: жареная курица, макароны и салат из капусты, моркови и помидоров.

Впереди нас ожидал самый сложный этап пути - Эгейское море. Стоя на вахте до полуночи, я пересёк рейд на выходе из пролива. Суда светились, как новогодние ёлки, атмосфера была фантасмагоричной.

15-е ноября 2017 г.

День 18-й

Эгейское море

39°14′ с.ш.

25°43′ в.д.

На рассвете мы проходили по траверзу остров Лесбос.

.

Старпом заявил, что его ночью посещали видения.

.

С этого дня начался настоящий жесткий sailing. Встречный юго-восточный ветер до 30 узлов, 1,5 метровые волны. В такой ситуации Арис мог идти лишь галсами.

.

Нас осталось четверо. Мы с Лёхой сменяли друг друга каждые 4 часа на руле, а капитан менялся со старпомом. Никакой романтики, либо спишь, либо несёшь вахту в кокпите с красными от недосыпа и ветра глазами.

Вечером прошли между островами Хиос (Chios) и Псара (Psara).

Ночные вахты - отдельная история. В Эгейском море оживлённый трафик, и очень важно не прошляпить проходящее мимо судно. Пару раз за вахту приходится с ними расходиться.

Как-то раз Антон сказал, что ночной переход на яхте подобен полёту в космосе: наверху звёзды, целая вселенная, а внизу фосфоресцирующее море; яхта под парусами летит в тёмной пустоте, волн не видно, ощущение полёта добавляет шум ветрогенератора при порывах ветра. Только не спи, смотри в оба и вовремя уклоняйся от сухогрузов, которые идут своим курсом, ничего вокруг не замечая.

За сутки пройдено 80 миль. Галсами более 100 миль.

16-е ноября 2017 г.

День 19-й

Эгейское море

37°50′ с.ш.

25°50′ в.д.

У нашего старпома опять были видения.

.

Признаться, и мне порой кажется, что в море верещат русалки или поют птицы, правда, потом оказывается, что это звуки фильмов, которые смотрит капитан в кают-компании.

.

Весь день состоит из повторяющихся действий: 4 часа сна, 4 часа вахты.

.

.


И беспрерывная борьба со встречным ветром.

Днём мы проходим остров Икария по левому борту.

.

Ночью - остров Аморгос по правому. Мы видим его маяк всю ночь и, кажется, совсем не двигаемся.

Около полуночи я сдал вахту и, спустившись вниз, начал готовиться ко сну. Ветер крепчал. Вдруг я услышал крики на палубе: «Стаксель! Надо рубить!!» Накинув куртку, выскочил в кокпит. Оказалось, что сорвало крепление стакселя (галсового угла) к закрутке. При этом резко усилился ветер.

Надев спасательные пояса, капитан и старпом отправились устранять неполадки. Мы с Алексеем оставались в кокпите у штурвала и на шкотах.

Палубный фонарь освещал холодным светом странную картину, будто кадры из кино. Рваные зловещие волны хаотично отплясывали вокруг лодки, вода то и дело захлёстывала палубу, на которой трудились два промокших до нитки человека. Шквалистый ветер играл яхтой, заставлял её рыскать из стороны в сторону даже под мотором. Из-за единственного направленного источника освещения, выхватывающего из темноты лишь две фигуры на носу и волны вокруг, мне казалось, что это - съёмка фильма где-то в павильоне, появилось ощущение нереальности происходящего.

Наконец, неполадка была устранена (поставили обычную мочку, чтобы хотя бы временно пользоваться не до конца раскрученным стакселем), и вся команда с облегчением вздохнула. Вскоре и ветер ослабел. Только над островом Аморгос висела чёрная туча.

За сутки мы прошли 80 миль.

17-е ноября 2017 г.

День 20-й

Эгейское море

36°54′ с.ш.

26°15′ в.д.

С утра мы приблизились к острову Косу, родине Гиппократа. Сильный встречный юго-восточный ветер дул прямо в левентик.

.

.

Сделав пару-тройку галсов, мы поняли, что идти против ветра и волны невозможно. Капитан принял решение обходить остров с подветренной стороны между Калимносом и Косом по знакомому пути.

.

Решение оказалось правильным: спрятавшись от сильного волнения, мы не потеряли в скорости - ветер сохранился, а волна ушла, и мы дошли до пролива между Бодрумским полуостровом и Косом бейдевиндом правого галса с хорошей скоростью.

В проливе между Косом и полуостровом Датча началась сильная встречная волна, и вахтенный Алексей шёл под двигателем галсами с минимальной скоростью, чтобы снизить удары корпуса о волны.

С полуночи на вахту заступили Антон и я. Помоторили часа 3, потом пошёл ветер, и мы поставили паруса. Несмотря на отсутствие волн и неплохой ветер в бейдевинд, наша скорость относительно земли была невелика, а лавировочный угол превышал 100°. Очевидно, в Родоском канале было сильное встречное ветровое течение. Мы снова завели машину и убрали паруса. На крейсерской скорости лаг показывал 5,5-6,0 узлов, а по GPS скорость была на 2 узла меньше, что подтверждало наши предположения о встречном течении.

Так как Эгейское море - весьма бурное, то последние трое суток прошли в штормовых условиях, когда ко всем морским бытовым трудностям добавляются сильные качка и крен, возникает перегрузка. Встать с кровати в каюте, налить воды на камбузе - целая проблема, а уж сходить в туалет или вскипятить чайник - так и вовсе настоящая операция. Когда яхта, идущая в острый бейдевинд, режет волну и кренится, я прямо физически ощущаю, как в пространстве внутри лодки возникает напряжение и искажение, появляется ещё одно измерение - штормовое.

Sailing при сильном ветре и волне - это целая философия, образ жизни. Люди, подсаженные на хождение под парусом, кажутся немного сумасшедшими, но это самая классная из известных мне форм сумасшествия, наравне с альпинизмом. Их глаза зажигаются, когда паруса наполняются ветром. Они могут не спать сутками, и у них всегда найдётся пара историй для друзей.

Во время качки у меня самочувствие средней паршивости, но я стараюсь по-максимуму участвовать в управлении яхтой, в нашей судовой жизни, и утешаюсь мыслью, что адмирал Нельсон всю жизнь страдал сильнейшей морской болезнью.

За сутки мы прошли по курсу около 75 миль, фактически 100 миль.

18-е ноября 2017 г.

День 21-й

Средиземное море

36°30′ с.ш.

27°57′ в.д.

Я уже оделся, так сказать, по гражданке, закинул рабочий комбинезон и куртку чилийских рыбаков на дно сумки. Настроение было, как всегда в конце путешествия, и весёлым, и грустным одновременно. До Мармариса оставалось несколько часов, но на борту возникла серьёзная проблема - у экипажа закончились сигареты. Закончились ещё накануне вечером, и к утру парни решили зайти в бухту Бузу-Кале, потому что больше не могли без табака.

.


В бухте - ни души, ресторанчики и магазины закрыты, так как курортный сезон закончился. Тем не менее, мы не пожалели, что зашли туда. Бузу-Кале прекрасна. Секретный невидимый с моря вход в бухту, старая входная крепость, домишки с причалами на берегу и много осликов, пасущихся на пляже.

.

.

Добавьте к этому тёплое, но не жаркое солнце, рассеянный осенний свет, штиль, общее умиротворение.

После бухты Бузу-Кале мы отправились в другую живописную бухту с курортным посёлком Чифлик.

.

.

Горы покрыты хвойными лесами, как на южном берегу Крыма, тёплая прозрачная вода, одинокий парусник у причала.

.

Природа завораживала.

Пришвартовались.

.

Антон попросил меня купить пива и сигарет, так как очень устал, почти не спал ночью. Один из рыбаков согласился подвезти меня на скутере до магазина в соседнюю деревню за 8 км. Ехали по горному серпантину к перевалу через густой лес из сосен и лиственных деревьев. Холодный воздух насыщен эфирными маслами. Деревня картинно располагалась на дне ущелья. Она уже наполовину погрузилась в тень от горы. Люди целыми семьями собирали маслины на своих участках, а в центре деревни играла музыка, и что-то праздновали. Эта поездка была настоящим погружением в аутентичную жизнь турецкой глубинки. Когда я вернулся, парни искупались и, сделав по глотку пива, затянувшись табаком, расцвели на глазах.

.

Мы продолжили наш неспешный вояж вдоль гостеприимного турецкого берега.

.

.

.

Зайдя в бухту Мармариса, мы по дороге в марину взяли на борт Андрея Соснина. Он запрыгнул с понтона на яхту в движении и обменялся рукопожатиями с капитаном Сергеем. В это время из судовых динамиков звучала песня «Hasta Siempre, Comandante». Получилось очень кинематографическая встреча двух капитанов, как кадры из старого кино.

Дальше была швартовка, поход в магазин, торжественное отмечание перехода и даже катание по ночному заливу на тузике. Ну да это уже другая история. Главное, мы сделали - перешли из Сочи в Мармарис, несмотря на шторма и штили, встречный ветер и поломки. А ещё - стали настоящими друзьями, что является самым ценным.

.

Всего за время похода пройдено 1300 морских миль.

.

Tags: #aris, #bareboatskipper, #blacksea, #boat, #bosporus, #crew, #eregli, #marmaris, #poyraz, #russia, #sail, #sailing, #skipper, #sochi, #travel, #travelling, #turkey, #yacht, #yachting, #yachtschool, #адлер, #арис, #босфор, #мармарис, #морскойпереход, #переход, #пойраз, #простояхтшкола, #путешествие, #рго, #россия, #русскоегеографическоеобщество, #сочи, #турция, #хождениеподпарусом, #эрегли, #яхта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments