old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

На яхте из Сочи в Мармарис. Хождение через три моря и два пролива. Часть 2

Первую часть дневника морского похода Сочи-Мармарис вы можете прочитать по этой ссылке.


маршрут.jpg

6-е ноября 2017 г.

День 9-й

Чёрное Море

41°16′ с.ш.

31°25′ в.д.

Утром мы пришвартовались к понтонному причалу яхт-клуба Эрегли, и на борт поднялся агент. Он плохо говорил по-английски, собрал все наши паспорта и, пообещав за три часа уладить все формальности, ушёл. Андрей сложил вещи и сидел в обнимку с рюкзаком, как на иголках, ведь он уже сегодня должен был выйти на работу.

.
Пока суть да дело, капитан выбирает авиабилеты для Андрея.

Вскоре агент вернулся с таможенником и попросил всех выйти на палубу. Таможенник задал нам всего один вопрос: «Заносить что-нибудь в декларации будете?» «Нет!» - ответили мы хором. Наш ответ удовлетворил служителя таможни, и они с агентом ушли.

Через некоторое время нам отдали паспорта со штампами. Тут Андрюха подскочил и побежал, как гонимая охотниками лань, на выход. Всё произошло стремительно. Работа есть работа. Автобусом он доедет до Стамбула, а дальше самолётом в Кишинёв. К сожалению, теперь одним бравым матросом на борту стало меньше. Завтра Андрей сменит тельняшку на рубашку и отправится в офис.

Вскоре к нам пожаловали гости - три молодых турка, знакомых капитана Сергея с его прошлого захода в Эрегли. Я запомнил, как зовут только одного из них - Март. Был ещё рыжий детина, учитель в детском яхт-клубе, и парень, работавший когда-то в России в Лукойле.

.
Старпом рассказывает турецким друзьям об особенностях национального яхтинга.


.
На фото слева направо: Март, Серёга, Лёха, Антон, парень из Лукойла, инструктор яхт-клуба.

Наши новые турецкие друзья угостили нас кофе в яхт-клубе, показали фото снежной зимы в Эрегли, подарили пару книг и вымпел.

.
Старпом рассказывает про влияние античной живописи черноморского побережья Малой Азии на современное исскуство на примере вымпела.

.
Мир, дружба, вымпел.

Помогли забункероваться водой.

.

А затем пошли с нами в город, чтобы показать хороший обменник, а также ресторан, где работала мама рыжего. Мы съели замечательный обед с большим салатом всего за 15 лир.

В этот день шёл дождь. По улице прогуливались мужчины с зонтиками. Степенно, как положено туркам. Тут же продавали хамсу и кормили ею котов.

.

.

В обед на улицу высыпали школьники. Они заполонили весь тротуар. Будто праздник какой-то. Я подумал, что у такой молодой страны есть будущее.

7-е ноября 2017 г.

День 10-й

Чёрное Море

41°16′ с.ш.

31°25′ в.д.

С утра мы прогулялись с Серёгой, позавтракали в чистой забегаловке и отправились на набережную, где повстречали Алексея и Антона.

.

Все вместе сходили в музей-пароход 19-го века, интересный, но с надписями только на турецком языке. Затем я сам поднялся на холм, чтобы посмотреть на город сверху.

.

День был солнечный. Эрегли напоминал мою любимую Керчь. Город рыбаков и металлургов. Здесь чувствовался дух древней Греции, Понтийского берега, аура великого моря Кара Дениз.

В это время парни купили хамсы, а, так как не знали, как её чистить, шутник Лёха написал мне смс, что через два часа яхта уходит дальше, и мне надо срочно возвращаться на борт. В общем, бежал я быстро, как Пятачок с шариком на день рождения к Иа, а когда узнал, в чём дело, то совсем даже не расстроился. Ведь меня ожидали два килограмма хамсы и четыре голодных собрата. Пир был знатным, не успевал я высыпать поджаренную хамсу со сковороды на тарелку, как она тут же исчезала. Голодные моряки - голодные волки.

8-е ноября 2017 г.

День 11-й

Чёрное Море

41°16′ с.ш.

31°25′ в.д.

Встали до рассвета, снялись с причала яхт-клуба и пошли на заправку. Забункеровались. Серёга поехал в Стамбул на автобусе, чтобы встретиться там со своей женой.

Вышли в море на фоне индустриальных пейзажей и эпичного рассвета в Эрегли, который отмечен даже в путеводителе, подаренном ребятами.

.

.
В плотном графике старпома всегда найдётся время для романтики.

Выйдя из бухты Эрегли, мы легли на надлежащий курс (270°). Работал попутный ветер нам в бакштаг со скоростью 20 узлов. Но через 5-7 миль ветер закончился. Наступил штиль с классической черноморской зыбью. Шли под мотором. Звучала латина и регги, мы с Антоном вахтавали. Моторить чертовски надоело, несмотря на весёлую компанию дельфинов-белобочек. Пораскинув мозгами, мы поняли, что находимся в ветровой тени мыса Эрегли, было принято решение уйти чуть мористее. Решение оказалось правильным. Ветер, наконец, появился, а на горизонте показались барашки. Мы подняли геную и грот. Шли курсом полный бакштаг севернее надлежащего курса на 30°. Лавируя, спускались по ветру, меняя галс.

.
Солнце и ветер. Что ещё нужно морякам для полного счастья, брат?

После заката ветер усилился. Волна 1,5-2 метра. Быстро стемнело. Наступила безлунная ночь. Капитан сказал убрать грот. Без грота мы продолжили следовать с той же скоростью, но стаксель перестал заполаскивать.

У нас была идея зайти на остров Кефкен, один из немногочисленных черноморских островов, который, наверняка, помнит галеры аргонавтов, но в темноте да ещё и при неблагоприятном ветре это было опасно, и мы пошли дальше на Босфор. Поставили паруса бабочкой и легли на надлежащий курс.

Спустя 7 миль ветер зашёл, мы убрали бабочку и спускались по ветру бакштагами, пока ветер не скис окончательно. Вахты давались тяжело. Было холодно и промозгло. Хотелось спать.

Утром трафик оживился.

.

Мимо нас проползали сухогрузы, танкера и паромы.

.

Отстояв вахту 04:00-08:00, я сидел с Антоном в кокпите и старательно высматривал вдали вход в легендарный Босфор.

.

Трудно представить сколько историй, хороших и плохих, связанно с этим местом. Перекрёсток культур, стык континентов, тысячи судеб отважных моряков, морских бродяг и авантюристов.

Из заметок капитана на полях.

Здесь в Босфоре средневековье и промышленный век век сошлись воедино. Это - единство паруса со временем, единение душ и интересов.

Опоры моста через пролив возникли из дымки внезапно около 10:00.

.

Мы с Антоном бегали по палубе, как малые ребятишки, на руль стал кэп,

.
Командор рулит

и в кокпит поднялся уставший после собачьей вахты Алексей.

.

.

Я не выпускал из рук фотокамеру, Антон - GoPro.

.

Мы должны были зайти в рыбацкий порт Пойраз ещё до моста. Но даже зная, где находится наша точка по карте, я не ожидал, что Пойраз расположен так близко ко входу в пролив.

Мы прошли по траверзу закрывающие пролив бастионы около 12:00

.

и тут же зашли в уютную гавань Пойраза.

.

Ещё минут пять, и мы уже швартовались у причала одного из прибрежных ресторанчиков. Всё. Чёрное море позади. За сутки пройдено около 100 миль.

Одиннадцатый день растянулся у нас больше чем на сутки до 12:00 следующего дня. Мы изможденны и счастливы.

9-е ноября 2017 г.

День 12-й

Босфор

41°12′ с.ш.

29°07′ в.д.

Итак, мы зашли в рыбный порт Пойраз на входе в Босфорский пролив. Быстро собрались и через пять минут сидели в ресторанчике на берегу.

.

Лица моряков стали одухотворёнными, холодное пиво и мысли о пережитых волнениях и штилях успокаивали мятежные души. Все молча уткнулись в телефоны, лишь перекидываясь время от времени односложными предложениями.

Берег… сколько чарующей музыки этом слове.

.

Остаток дня мы провели в приятном ничегонеделании: гуляли по развалинам древних крепостей, смотрели, как волны разбиваются о скалы,

.

а гигантские пароходы проползают под мостом

.

и отправляются в Чёрное море:

.

кто в Болгарию и Румынию, кто в Грузию, кто в Новороссийск или Керченский пролив. Здесь на берегу древнейшей транспортной артерии человечества меня одолевали исключительно философские мысли. Как это бывало на горе Митридат в Керчи.

.
Задумчивый старпом на закате.

.

Вечером приехали из Стамбула Серёга и его жена Наташа. Привезли несколько литров алкоголя. Мы с Антоном купили ставриды у местного рыбачка,

.
Предположив, что мы с Антоном из Румынии, этот хитрый мужичок попытался продать нам кило рыбы сначала за 30 лир, потом за двадцать и только затем согласился на червонец.

и я её пожарил. Ужин удался. Я постарался пораньше лечь спать, так как был в предвкушении завтрашнего утреннего перехода по Босфору.

10-е ноября 2017 г.

День 13-й

Босфор

41°12′ с.ш.

29°07′ в.д.

Мы встали до рассвета, перекусили, выпили горячий кофе. Я даже успел подняться на гору и снять ночной мост.

.

За штурвал встал Серёга. Всё спокойно. Ничто не предвещает беды. На рассвете яхта «Арис» тихим ходом отошла от причала и направилась на выход из гавани. Рулевой заметил на линии движения непонятный объект и включил нейтраль. После этого капитан услышал неестественный звук в кормовой части судна. Как будто лопнула струна. Дзинь... Когда рулевой опять включил передний ход, лодка не тронулась с места.

Капитан принял экстренное решение бросить якорь и спустился в машинное отделение. Диагностика привода двигателя не выявила каких-либо проблем, стало понятно, что мы потеряли гребной винт. Кроме того, якорь держал плохо, и нас несло на скалистый берег.

Ветер позволял вернуться и пришвартоваться под парусом, поэтому мы выбрали якорь и направились к причалу. Старпом был на штурвале, капитан - на шкотах, остальные - на якоре, швартовых и кранцах.

Первая попытка пришвартоваться оказалась неудачной - не была правильно рассчитана скорость движения. Минимальным злом для нас в тот момент казалась посадка на песчаную мель на близлежащем пляже. Но каким-то чудом благодаря западному ветру и скоординированной работе команды, мы избежали этого и пошли на второй круг. Если бы и вторая попытка не сработала, мы постарались бы бросить якорь на выходе из гавани.

К причалу подходили в галфвинд под стакселем, регулировали скорость, подтравливая либо выбирая шкоты. Приблизившись к пирсу, привелись до бейдевинда. Швартовая команда приготовилась выпрыгнуть на понтон. За 2 метра от причала старший матрос Нефёдов в костюме хоббита (так капитан назвал куртку с капюшоном) вопреки гравитации и инстинкту самосохранения впорхнул на понтон со швартовым. За ним, подождав, когда яхта подойдёт ближе, выпрыгнул и я. Яхта стала лагом к торцу причала, и мы оттянули лодку за швартовые бортом к причалу. Капитан всех поблагодарил за слаженную работу.

Нужно было осмотреть винт и подтвердить предположение капитана. Старпом, бравый моряк, разделся до трусов, отхлебнул вина из бутылки и, одев маску и ласты, нырнул.

.

Винта не было. Как корова языком слизала. Нырнул второй раз, чтобы посмотреть, что осталось. Серёга предложил исследовать яхту с помощью GoPro.

В это время мы с Лёхой надули тузик.

.
Алексей сдаёт зачёт по гребле на причале. Только после успешной сдачи мы спустили лодку на воду. Safety first!

.

Потом с Серёгой отправились на вёслах по утреннему треку яхты, чтобы понять, могли ли мы за что-нибудь зацепиться в воде. Ничего не нашли. Но зато я попросил Серёгу снять меня на фоне моста так, как будто я делаю переход по Босфору на вёслах. Получилось, по-моему, неплохо.

.
Капитан тузика. Photo be Sergey Gorchakov

Когда вернулись к яхте, там уже работал местный водолаз. Он ещё раз всё обследовал и затем отправился с Антоном на тузике искать пропавший винт.

.

Безрезультатно, так как прозрачность воды была такова, что уже на расстоянии двух метров ничего не было видно.

Итог осмотров следующий: по каким-то причинам отвалился фиксирующий конус и, как результат, гребной винт. Наш славный морской поход прервался таким неожиданным образом. Все сидели в кают-компании, пригорюнившись и размышляя над тем, что делать дальше. Наконец, решили ехать на такси в город за деталями. Поехали трое - Капитан, Алексей и я.

Сначала добрались до квартала мастерских и цехов в азиатской части Стамбула, и дальше началось то, что я про себя назвал «поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». Мы говорили что-то туркам, они стояли, кивали, задавали какие-то вопросы, но к решению нашей проблемы, а именно, поиску винта, конуса, болта, втулки и прокладки, это нас никак не приближало.

Мы взяли паузу и поехали в забегаловку перекусить. Таксиста решили отпустить. Сидели за столиком на улице, жмурились на солнце. Как раз в это время рабочие возвращались с обеда. Люди заполонили всю улицу.

С цехами у нас ничего не получилось, и после трапезы мы поехали в официальный центр Penta Volvo на другом такси. Пару слов о таксистах в Стамбуле. Они очень несообразительные. Путаются в навигаторе, не могут найти дорогу; доходило до того, что нам приходилось самим подсказывать, куда ехать. Поплутав как следует по району, наш таксист под окрик капитана «бери налево, твою мать, а теперь направо!» таки довёз нас до Penta Volvo.

В центре нас приняли вежливо, с участием. Два менеджера связались с дилерскими центрами в европейской и азиатской частях Стамбула. В Европе винта не было, зато в Азии согласились привезти со склада всё необходимое в течении 2-3-х дней, но с условием, что мы на следующий день заедем к ним в офис и покажем винт. Недостаточно им было номера детали и всех параметров для того, чтобы продать нам стандартные каталоговые детали. Обязательно надо было привезти им в офис гребной винт, который покоился где-то на морском дне на выходе из гавани Пойраза. Мне вспомнился анекдот про поляка, который заявился в ирландский паб с кучей дерьма в руках со словами: «Посмотрите, куда я чуть было не вступил!»

Рабочий день заканчивался, но ещё оставалась надежда решить вопрос. Мы связались с шипчадлером Ozzy из фирмы Марлин, города Мармарис, и он обещал нам помочь. Ozzy оказался смышлёным малым, назвал нам номера необходимых деталей в каталоге и вообще проявил заинтересованность.

Но сейчас домой, на яхту. Сегодня мы очень сильно устали. Смеркалось. Мы остановили такси. Этот водитель пошёл дальше своего предшественника, и, попросив мой мобильник, всё дорогу пользовался навигатором maps me. По дороге в Пойраз мы заехали в продуктовый магазин. Безумный выдался денёк.

11-е ноября 2017 г.

День 14-й

Босфор

41°12′ с.ш.

29°07′ в.д.

С утра сидим на телефоне, звоним одним, вторым, третьим. Бесполезно. Никто не берёт трубку, видимо, из-за того, что суббота. А мы понимаем, что если сегодня не договоримся про винт, то дело затянется ещё на сутки, и возобновить поиски мы сможем лишь в понедельник. Поэтому мы с Антоном решили обзвонить все магазины для яхтинга и найти винт самостоятельно. Это нам почти удалось, но в самый активный момент нашей деятельности позвонил Андрей Соснин и сообщил, что уже обо всём договорился с Ozzy, и детали нам пришлют из Мармариса автобусом. Вся движуха разом прекратилась, и парни, успокоившись, разбрелись кто куда.

Из заметок капитана на полях.

Экипаж, воодушевлённый покупкой нового винта, радовался, как римляне разрушению Карфагена. Завтра будем в море!!!

Жизнь на яхте… Сравните Колумба с тремя утлыми суденышеками и атомный ледокол. Мы идём к истокам. Люди преодолевают не стихию, а себя.

После обеда мы с Антоном и Алексеем отправились на скалы. Сначала гуляли по берегу, Антон рассказывал о своих безумных приключениях в Тайланде, потом Алексей полез вверх по скале, прямо как отец Фёдор из «12-ти стульев», только без колбасы, а мы полезли вслед за ним. Как и следовало ожидать, когда поднялись наверх, склон оказался очень отвесным, более того, через некоторое время мы ещё и путь, которым поднимались, умудрились потерять. Зато вид на бухту и Пойраз открывался невероятный.

Спускались по-отдельности: я с Антоном и Лёха. Порой теряли тропу, останавливались и даже придумали историю о том, как местные жители прибегают к нашему капитану на яхту и рассказывают, что его бойцы застряли на горе, а он садится в тузик и отправляется нас спасать, захватив несколько банок консервированного тунца, чтобы закинуть их нам в случае, если не сможет нас сразу оттуда снять.

Спуск был настоящим приключением с адреналином и героическим преодолением препятствий. Когда мы спустились, Лёха невозмутимо ждал нас внизу. Мы почувствовали себя салабонами перед лицом этого гуру скалолазания.

Вечером купили хамсы и ставриды и устроили праздник желудка. Сначала была уха из двух видов рыб, затем жаренная хамса с отварной картошкой. Получилось очень вкусно. Так много, как в тот вечер, меня ещё никогда не хвалили за мою стряпню. Немного ставриды засолили. К сожалению, Серёги и Наташи на ужине не было, так как они остались в Стамбуле, чтобы на следующее утро встретить коробку с деталями из Мармариса на автовокзале в Европе.

12-е ноября 2017 г.

День 15-й

Босфор

41°12′ с.ш.

29°07′ в.д.

С утра все, как на иголках. Серёга с Наташей вроде бы как получили детали, но почему-то не появляются. Час их нет, два нет, а потом капитан сообщил, что они сели не на тот автобус, заехали куда-то не туда и теперь добираются на такси.

.
В ожидании винта.

.
Традиционная морская сушка сигарет на сковороде. Сигареты приобретают особый ни с чем не сравнимый вкус и аромат.

К часу дня пришёл водолаз. Мы угостили его кофе с корицей и российским горьким шоколадом, а он рассказал, что работал в Абхазии, и ему там не понравилось, так как было много наркоманов.

Наконец, приехали Серёга и Наташа. Сама установка заняла немного времени - около часа.

.

Затем ещё час на застывание fix glue и вуаля - момент истины настал: яхта «Арис» вышла из гавани Пойраза и, горделиво покачиваясь на волнах, направилась по Босфору в сторону Стамбула.

Мы окончательно разобрались, что произошло с гребным винтом. Оказалось, что, когда около года назад на «Арис» ставили новый винт, мастера не учли тот факт, что с 2016 года по технологии между винтом и конусом не должно быть прокладки, и установили её. Как результат, фиксирующий конус разболтался, возник люфт и, в конечном итоге, мы потеряли винт на выходе из гавани. Хорошо, что недалеко от берега. Нам пришлось бы очень несладко, если бы это случилось в Черном море, ведь в общей сложности трое суток там был штиль.

Ну да вернёмся к легендарному Босфору. Шли под мотором. На руле стоял Лёха с невероятно одухотворённым сияющим лицом.

.

Все остальные беспрерывно фотографировали и причитали, как же красиво вокруг.

.

.


.

Первый мост остался позади. По сторонам в лучах заходящего солнца проплывали жилые кварталы,

.

мечети, гулеты, катера, рыбацкие суда с сетями.

.

Время от времени нас обгоняли сухогрузы и танкера.

.

.

.

.

Мы направлялись в самый центр, элитный район Бебек, чтобы остановиться на ночь в марине возле настоящей средневековой крепости.

.


.

Зашли в гавань после заката. Денег с нас никто не взял. Пришвартовались к бую рядом с шикарной яхтой, спустили тузик на воду и попытались завести мотор. Безуспешно. Но нам слишком хотелось на берег, поэтому мы ушли на вёслах. Сначала я перевёз Антона, потом вернулся за Алексеем. Лёха грёб сам.

Добравшись до берега, мы втроём отправились на очень серьёзное задание: пополнить запасы огненной воды. Искали долго. Пришлось подняться на гору, пройти через элитные кварталы возле крепости, пока, наконец, мы не вышли на оживленные улочки с забегаловками и супермаркетами, на которой и нашли алкомаркет. Затем в открытой лавке возле марины прикупили провиант.

По дороге мы рассматривали местную молодёжь, засматривались на красивых девчонок, и наши суровые моряцкие сердца пели извечные песни нежности и молодецкой удали. Сами же мы в потёртых морских комбинезонах больше походили на албанских гастарбайтеров, чем на залётных морячков, которые не против покуражиться и зажечь в злачных местечках Бебека.

Вернулись на тузике втроём. Лёха пил пиво на корме, я грёб на миделе, Антон курил на баке. Для остойчивости под ногами лежали бутылки и продукты. Признаться, хотелось побыть на берегу подольше. Но на следующий день намечался ранний подъём и выход. Впереди нас ждут Мраморное море, пролив Дарданеллы и Эгейское море.

Продолжение следует

Tags: #000000, #aris, #bareboatskipper, #blacksea, #boat, #bosporus, #crew, #eregli, #marmaris, #poyraz, #russia, #sail, #sailing, #skipper, #sochi, #travel, #travelling, #turkey, #yacht, #yachting, #yachtschool, #адлер, #арис, #босфор, #мармарис, #морскойпереход, #переход, #пойраз, #простояхтшкола, #путешествие, #рго, #россия, #русскоегеографическоеобщество, #сочи, #турция, #хождениеподпарусом, #эрегли, #яхта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →