old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

Вглубь острова Наварино. Дыхание Антарктики.

Мартин Гусинде исследовал не только племя яган, но и другие народы Огненной Земли - алакалуфов и селькнамов. Последние жили, в основном, охотой на гуанако и в меньшей степени на морского зверя, поэтому лишь зимой выбирались на побережье. В свое последнее путешествие Гусинде более четырёх месяцев прожил в этом племени, преодолевая немалые лишения, в первую очередь - голод и холод.

Отыскать селькнамов на Огненной Земле нынче невозможно. Несколько метисов батрачат на фермах в окрестностях озера Фаньяно в Аргентине, последняя чистокровная селькнам умерла много лет назад. Тем не менее мы отправились вглубь острова, чтобы хоть немного прочувствовать на себе, как жилось Мартину Гусинде в племени селькнамов на Огненной Земле. По воспоминаниям исследователя в тот год солнце было редким гостем, почти беспрерывно шёл дождь. В конце 2016 года погода была более милостива к нам.

Выбрать и разработать маршрут по острову мне помогли бывалые путешественники - американцы Дэвид и Дрю.

В Штатах они работают гидами по национальным паркам, но и свободное от работы время предпочитают проводить с рюкзаками за плечами. Они дали много дельных советов и описали несколько треков.

Остров Наварино непроходим из-за гористого рельефа и магеллановых лесов. Здесь существует грунтовка вдоль побережья и всего несколько пешеходных троп. Тропа к озеру и бухте Уиндхонд пересекает остров насквозь, еле видная тропка от Пуэнте Лум бежит через лес в бухту Вулаиа. А третья тропа ведёт от Пуэрто-Уильямса к самому сердцу острова - горному хребту Дьентес-де-Наварино. Здесь красота и сила острова проявляются в полной мере, и поэтому для съемки фильма был выбран именно этот маршрут.

dientes-map

Как я писал ранее, погода была благосклонна к нам, и первый день выдался солнечным.

По дороге на гору Бандера

Сначала тропа шла через лес к вершине горы Бандера.

Дорога запомнилась. Это - погружение в сказку, в картины Шишкина, только с красноголовыми дятлами вместо мишек и корявыми магеллановыми лесами вместо стройного русского бора.

По дороге к озеру Уиндхонд

Съедобные грибы

По дороге на гору Бандера

Время от времени открывался вид на Пуэрто-Уильямс и канал Бигль.

По дороге на гору Бандера

Несмотря на крутой подъем, это была чрезвычайно приятная часть похода, и съёмка шла полным ходом.

После выхода на безлесное плато Бандеры мы увидели первое озеро - лагуну Робало.

Озеро Робало

Плато было безлюдно, озеро внизу играло светом, спокойствие наполняло всё вокруг.

Вид с горы Бандера

Вид с Бандеры

Захотелось спать. Солнце жарило как-то по-особенному. Так припекает на высоте и в южных субантарктических широтах.

Дальше тропа шла по крутому склону.

Вниз из-под ног то и дело летели камни. Великолепные пейзажи сменяли друг друга.

Лагуна Робало

Среднее озеро

Дойдя до очередного поворота, хотелось побыстрее добраться  до следующего, чтобы запечатлеть всё новые и новые виды.

Будто голодные касатки, мы накинулись на всю эту красоту и откусывали от неё большие куски.

Ночёвка намечалась у третьего озера  - лагуны дель Сальто, это - несколько часов пути, и время съёмки пришлось сократить, чтобы успеть добраться до места стоянки до темноты. Впереди возвышался массив Дьентес, серый и холодный.

Озеро Сальто и среднее озеро

Лагерь мы разбили уже в сумерках.

На следующий день проснулись под дробь капель по тенту. Погода испортилась, и, похоже, надолго. Дождь переходил в мокрый снег. Порывы ветра трепали палатку. Видимость  низкая. Ни о каком продвижении дальше, к перевалам Примеро и Аустраль по крутой тропе не могло быть и речи. Не хотелось даже выбираться из палатки. Только пить горячий чай и спать.

Вспомнился Мартин Гусинде. У него во время жизни с селькнамами не было даже таких минимальных благ цивилизации, как палатка, спальный мешок, горелка. Жил в землянке, укрывался охапкой веток, ел полусгнившее мясо гуанако, завшивел.

После обеда, когда погода немного успокоилась, к палатке пришел пёс. Он был старый и воспитанный. Выкопав в земле углубление недалеко от входа, пёс лёг в него и сразу уснул. Стало ясно, что он пришёл всерьез и надолго. Теперь наш однообразный распорядок дня был разбавлен кормлением мохнатого друга,

а также его фотографированием. Пёс очень любил посидеть на берегу озера и посмотреть вдаль.

Дзен

Получался собачий дзен.

На третий день дождь продолжал идти с той же силой. И опять было решено остаться, так как мы не успели сделать съёмку в этом месте. Только вечером удалось немного поснимать на втором и третьем озере.

К тому времени куртки и спальники отсырели, и ледяное дыхание Антарктики проникало под все слои одежды.

Лишь утро четвёртого дня выдалось относительно недождливым. Шла изморось. Мы быстро собрались и начали подъём вдоль водопада к перевалу Примеро. Наверху на плато лежал снег. Ветра не было. В воздухе висел холодный туман. Мне вспомнился фильм про викингов, которые попали на парусном судне в штиль среди льдин в океане.

Мы продолжали карабкаться вверх к самому высокому перевалу маршрута - Аустралия. Там, как и следовало ожидать, дул сильный ветер и шёл снег.

Вид с перевала Аустраль

Открылась лагуна дель Пасо.

Дзен

Справа озеро огибала еле видная тропка. Она бежала по крутому склону, а так как камни под ногами были покрыты мокрым скользким снегом, мы не рискнули идти дальше, и вернулись.

Времени, чтобы обойти хребет Дьентес по классическому маршруту через лагуны де лос Дьентес и Эскондида, уже не оставалось, огнеземельная погода плюс необходимость съемки внесли свои коррективы, тем не менее по дороге назад к лагуне дель Сальто у перевала Примеро мы свернули налево, пошли вверх,

Вид с перевала Примеро

и перед нами внезапно открылась нетоптанная высокогорная долина с безымянными озёрами.

Безымянные озёра

Пёс, который всю дорогу сопровождал нас и бежал по тропинке далеко впереди, растерялся и первое время трусил следом. Это был девственный край, не знавший хищников и человека.

Безымянное озеро

Птицы гнездились прямо на земле.

Чистейшие озёра искрились на солнце.

В небо вздымались пики Дьентес.

На перевале Примеро

Под ногами - то режущие камни, то ковёр из мха.

мох

Полюбовавшись на окружающие пейзажи с высоты,

мы дошли до большой лагуны

Безымянное озеро

и спустились вдоль водопада вниз, в долину озёр,

а оттуда через лес без тропы поднялись к лагуне дель Сальто. Получился круг, названный мной Малый Дьентес. Маршрут оказался чрезвычайно красив. Он - для тех, кто реально хочет почувствовать себя в диких условиях.

На обратном пути мы разбили лагерь у лагуны Робало.

Ещё один день с видом на Дьентес-де-Наварино.

Озеро Робало и горный массив Диентес

Ну вот, остров Наварино позади.

В трёх главах я постарался описать его людей, поселения, историю, природу. В этом отдалённом месте, самом южном обитаемом острове на земле, ещё можно прочувствовать дух первооткрывательства, поговорить с отважными шкиперами и рыбаками, услышать истории про индейцев и золотоискателей, порвать одежду в клочья, пробираясь через непроходимые магеллановы леса, попасть летом под снегопад в горах и отправиться под парусами к берегам Антарктиды, ощутив всю мощь волны и ветра в проливе Дрейка. Здесь оживают новеллы Джека Лондона. Здесь человек до сих пор борется со стихией, завоёвывая себе место под антарктическим солнцем.

Tags: chile, dientes de navarino, isla navarino, puerto williams, south america, tierra del fuego, Пуэрто Уильямс, Чили, Южная Америка, остров Наварино
promo vlad_smyrnov april 10, 2017 18:20 15
Все фотографии в этой статье сделаны на мобильный телефон Huawei p9 Долгое время я думал, что самый высокий посёлок на земле должен находится в Тибете. И только пару лет назад, путешествуя по Тибету, прочитал в интернете, что в этом вопросе первенство принадлежит Перу. Называется поселение…