old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

Остров Наварино. Крабы, краболовы и самые южные поселения на Земле.

Добравшись в марте 2016 до города Ушуайи на Огненной Земле, я не почувствовал себя на краю Земли, ведь южнее через канал Бигль возвышались горные хребты ещё более отдалённого обитаемого острова - Наварино. О нём я слышал от других путешественников в хостеле. На него мне посчастливилось высадиться в бухте Вулайа по пути от острова Горн в Пунта Аренас. Те два часа спокойствия и дикой красоты, которыми тогда одарила нас бухта, лишь укрепили моё намерение вернуться на остров. Ждать пришлось недолго.

В конце ноября мы с Катей, долетев за три дня с пересадками из Москвы до чилийского городка Пунта Аренас на берегу Магелланового пролива, сели на грузо-пассажирский паром «Яган»

и следующие сутки провели в лабиринте каналов и проливов Огненной Земли,

Огненная Земля.

изучая карты,

справочники

и  открывая для себя новые ледники.

Когда начинался дождь или поднимался ветер, и находиться на палубе становилось невозможно, мы спускались в кают-компанию выпить чая и посмотреть через мутные окна, как бушуют волны.

Здесь собирались обсудить маршруты и обменяться историями путешественники, непохожие на тех, что топчут тропы в других регионах Южной Америки. Они были более потрёпанные, бывалые, смахивающие на Кристофера из фильма «В диких условиях». Глядя на них, понимаешь, что впереди тебя ждёт вовсе не гламурный островок с отелем «всё включено», а суровый остров и палатка, где всё выключено.

По каналам и проливам Огненной Земли

Утреннее солнце осветило Пуэрто-Уильямс (54°56′00″ ю. ш. 67°37′00″ з. д.) - главный порт острова Наварино.

Пуэрто-Уильямс утром

Городок оказался тихим и патриархальным.

Пуэрто-Уильямс.

Пуэрто-Уильямс

Здесь находится чилийская военно-морская база, и живут рыбаки-краболовы.

Пуэрто-Уильямс. Бухта. Вечер

Жители обычно целуются при встрече, одноэтажные дома отапливаются дровами и электричеством,

Пуэрто-Уильямс

у причала жмутся краболовные судёнышки,

Краболовы в Пуэрто-Уильямсе

а в защищённой от ветров бухте швартуются яхты у старой шхуны - легендарного яхтенного клуба.

Яхт-клуб

Вид из яхт-клуба на хребет Диентес

Внутри яхт-клуба

Пуэрто-Уильямс - это отправная точка для многих антарктических экспедиций под парусами, здесь останавливались  на пути к мысу Горн и берегам Антарктиды знаменитые яхтсмены со всего мира.

В кают-компании клуба можно увидеть и русский уголок.

кают-компания яхт-клуба

На флаге роспись Фёдора Конюхова, а этот вымпел крепко прикрепил к переборке мой товарищ - камчатский яхтсмен Сергей Смирнов.

Нам повезло, по приезде мы сразу же попали на праздник - день города. В центре собралось немало местных жителей и приезжих. Сначала отплясывали пары в национальных костюмах.

Праздник начинается

Тем временем повара прямо на улице в больших кастрюлях начали готовить национальное блюдо острова Наварино - мясо краба, запечённое с луком и сыром.

Приготовление крабов

Накормили всех желающих, выстроившихся в длиннющую очередь. Ещё и на добавку осталось.

Весёлые крабоеды

Уплетая вторую порцию крабов, мы познакомились с морским офицером Эдуардо, капитаном военного катера, и его супругой, американкой Мэллори, которая работает учительницей английского языка в местной школе.

Оказалось, что они изучают русский язык по скайпу и собираются отправиться в долгое путешествие по транссибу. Эдуардо и Мэллори провели нам экскурсию по Пуэрто-Уильямсу, и разговор вёлся на трёх языках  - испанском, английском и русском.

Раз в месяц паром «Яган» ходит из Пуэрто-Уильямса в рыбацкую деревушку - Пуэрто-Торо (55°05′06″ ю. ш. 67°05′02″ з. д.). Это самый южный населённый пункт на земле. Нам посчастливилось попасть в число пассажиров парома. Итак, на следующий день после праздника гастрономического нас ждал праздник географический.

Паром вышел из Пуэрто-Уильямса и взял курс на восток по каналу Бигль. Ланшафт менялся: горные хребты становились более пологими.

Из Пуэрто-Уильямса в Пуэрто-Торо

На островках посреди канала стоят маяки. Здесь живут смотрители - офицеры чилийского военно-морского флота с семьями. Служба на маяке длится в течение года. Раз в два-три месяца к ним приходит военный корабль. Потом офицера переводят в менее дикие места. Чили очень последовательно развивает стратегию заселения самых южных своих владений после военного конфликта с Аргентиной в этом районе.

На пароме нам удалось поговорить с морским офицером, служащим в Пуэрто-Торо.

Он рассказал, что в посёлке проживает всего 23 человека, из них 6 детей. Есть школа, в которой работает один учитель. Один из военных имеет квалификацию фельдшера.  Здесь нет мобильной связи, но есть интернет. Дороги из Пуэрто-Уильямса в Пуэрто-Торо нет, и построить её невозможно из-за гористой местности, речек и непроходимого леса. Не существует даже тропы. Только паром раз в месяц да военные корабли связывают это  изолированное поселение с внешним миром.

Прошло три часа и мы вошли в бухту. Начался дождь. Показался Пуэрто-Торо.

Пуэрто-Торо

Вот он, самый южный посёлок на земле. Южнее его только маяки и антарктические базы. Вместе с нами на пароме приехал танцевальный коллектив, и пока местные жители собрались в клубе на праздничный концерт, мы отправились побродить по посёлку.

В Пуэрто-Торо всё самое-самое: самый южный билборд,

самый южный полицейский участок,

самая южная детская площадка,

самые южные школьники.

Больше всего дети любят играть у маяка и кататься на качелях. Им нравится проводить время друг с другом больше, чем играть в компьютерные игры.

Возле острова можно увидеть горбатых китов с детёнышами, ну и конечно прибрежные воды кишат крабами. Местные рыбаки-краболовы рассказали нам о премудростях своей работы и даже взяли с собой в море проверить улов.

Капитан краболовного судна

Пуэрто-Торо

Сезон ловли крабов длится с августа по декабрь. Рыбаки приезжают работать на сезон в Пуэрто-Торо из других регионов Чили.

В каждую краболовку набивается до 100 кг крабов.

Оставляют только самцов, самок отпускают. Транспортируют выловленных крабов в трюмах с морской водой, насыщаемой кислородом. На базу должны быть доставлены только живые крабы.

Крабообрабатывающие базы есть в Пуэрто-Уильямсе и Пунта Аренасе.

Так и живёт Пуэрто-Торо. На границе цивилизации. В своём ритме. В окружении китов, крабов и непроходимых магеллановых лесов.

Пуэрто-Торо

Затерявшись во времени и пространстве.

Перед отъездом я зашел в церковь.

Островную церковь моряков и рыбаков.

К сожалению, надо было возвращаться в Пуэрто-Уильямс. Паром отдавал швартовые.

Впереди нас ждали важные дела, о которых я расскажу в следующей главе.

Tags: chile, crab, isla navarino, puerto toro, puerto williams, Крабы, Остров Наварино, Пуэрто-Торо, Пуэрто-Уильямс, Чили
promo vlad_smyrnov april 10, 2017 18:20 15
Все фотографии в этой статье сделаны на мобильный телефон Huawei p9 Долгое время я думал, что самый высокий посёлок на земле должен находится в Тибете. И только пару лет назад, путешествуя по Тибету, прочитал в интернете, что в этом вопросе первенство принадлежит Перу. Называется поселение…