old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

Сельва Перу и адский шаман.

Как уже понятно из названия, в Перу мы сначала оказались вовсе не в священной долине инков и не на озере Титикака, а в сельве. Непроходимой, темной, наполненной жизнью. Здесь, в южной части перуанской Амазонии, недалеко от города Пуэрто-Мальдонадо находится заповедник Тамбопата, мечта любого орнитолога, энтомолога, ботаника, биолога, ну и просто любопытного путешественника. По богатству и разнообразию животного и растительного мира – это одно из интереснейших мест  Амазонии.

Попасть в заповедник и вернуться в Пуэрто-Мальдонадо за один день не получится. Дорога занимает несколько часов на внедорожнике, затем пару часов на лодке. Придётся раскошелиться на три-четыре дня жизни в одном из недешёвых лоджей на берегу реки Тамбопата. Но оно того стоит!

Главные герои заповедника – попугаи Ара. Здесь их обитает целая колония.

ара макао

Рано утром они, сбившись в стайки,  перелетают с дерева на дерево, и громко кричат.
ара макао
Я бы даже сказал – орут. В их стройный ор  вносят свою лепту и мелкие зелёные попугайчики, и самые чудные из виденных мной попугаев – длинноносые туканы. А потом в какой-то момент происходит удивительное явление: попугаи Ара слетаются на глиняный обрыв у реки и начинают есть глину. Вот так.
ара макао

Оказывается, в этой местности Ара питаются ядовитыми фикусами, а глина нейтрализует их яд. Таким образом, Ара нашли себе пищевую нишу, в которой у них нет конкурентов, и прекрасно себе поживают, другие же пернатые обитатели леса вынуждены соперничать между собой за неядовитую, но, соответственно, быстро съедаемую пищу.

На этом чудеса Тамбопата не заканчиваются. Этого тапира мы встретили на рассвете, когда плыли в гости к попугаям, а он переплывал реку перед нами и, завидев лодку, рванул что есть сил к берегу, да так перенервничал, что с первого раза даже не смог подняться по крутому склону и свалился назад в воду.

тапир

На обратном пути мы увидели капибара.
капибара
Через пару секунд  он просто ушел под воду и больше не показывался.

в джунглях перу

Тамбопата настолько богат животным миром, что не всегда есть смысл вообще ходить далеко в лес. Иногда стоит просто поднять голову в комнате, и на балке под крышей вы увидите вот такого мирно посапывающего зверька.
вот такого дикобразика мы нашли ночью под крышей

Ночью в сельве можно встретить совсем иных существ. На охоту из своих нор выползают гигантские пауки,
паучиха выходит на охоту
а в спокойных прибрежных водах ловится аллигатор. Большого аллигатора увидеть не посчастливилось, зато маленького поймал руками местный креол, наш проводник.
холодный взгляд рептилии

холодное спокойствие рептилии

Сельва – это арена беспрерывной жестокой битвы, победителей в ней нет, однако временно побеждающий получает на непродолжительное время право жить. И это касается не только животного, но и растительного мира. Например, это огромное дерево погибло от «рук» лианы-убийцы справа от него, их борьба продолжалась не одну сотню лет.
внутри этого гигантского дерева пусто. Работа лианы-убийцы
Теперь ствол пуст, и в нём живёт колония летучих мышей.
дерево полое внутри

Тем не менее, экваториальный лес, несмотря на всю свою хищную и враждебную сущность, очень притягательная стихия, и сюда хочется возвращаться вновь и вновь.
через джунгли Перу
Он обладает харизмой, и кто хоть раз пережил рассвет на реке, дневной переход с мачете в руках или вечер в гамаке под звёздным небом, запомнит вкус джунглей надолго.

А после Тамбопата мы отправились в Ад (по-испански – Inferno). Это вовсе не описка. Так называется индейское поселение недалеко от Пуэрто-Мальдонадо. Как пояснили местные жители, деревушка получила это название благодаря первым испанцам, которые, изнывая от жары в здешних краях, повторяли «inferno, inferno, жарко, как в аду».

В Инферно мы приехали пообщаться с шаманом, о котором слышали раньше. Слышали, что в Инферно живёт, и всё. Как его зовут, где его искать, захочет ли он с нами общаться – мы не знали. Подъезжая к селению, водитель спросил нас: «Вам, наверное, к дону Игнасио?», и высадил   у тропинки, ведущей к деревянным хижинам между раскидистыми деревьями. В гамаках и креслах сидели какие-то люди. На крыльцо вышел старик – как оказалось впоследствии, это и был дон Игнасио – мы попросили у него разрешения оставить рюкзаки и пошли налегке гулять по посёлку, чтобы собраться с мыслями. Идея взять у него интервью пришла к нам на берегу реки, мы быстро набросали вопросы и вернулись в хижину. Шаман согласился поговорить.

Дон Игнасио – мастер церемонии аяуаски (аяуаска – в переводе с кечуа «лиана ду́хов» – вызывающий галлюцинации напиток, изготовляемый из лианы банистериопсис каапи и ещё нескольких растительных компонентов), целитель и опытный проводник в мир психоделических трипов.
дон Игнасио
Для нашего общения он выбрал место в саду возле очага, на котором как раз готовилась аяуаска для ночной церемонии.
чан с айяуаской
Зелье варится долго, пока на дне не остаётся совсем немного жидкости.
чан с айяуаской
В сумрачном саду и шаман, и его чёрное варево казались нереальными, вышедшими из древних индейских легенд.

«Хотите узнать, как улететь на месяц? – спросил он, затем помолчав, добавил: – Я вот в Индию собирался, но здоровье уже не то».

Первое, что замечаешь, разговаривая с шаманом – это его отрешенность. Вроде бы он беседует с тобой, играет с маленькой девочкой, и вообще, похож на доброго дедушку, но, порой кажется, что через его глаза на тебя смотрит иное существо, для которого неведомы понятия добра и зла, радости и страданья. 

Записывал его ответы на вопросы в блокнот как можно точнее, но приведённые ниже записи не могут считаться дословными из-за того, что говорил дон Игнасио невнятно и на испанском языке, часто перескакивая с темы на тему. Знаками пунктуации или их отсутствием я постарался передать, как паузы в речи шамана, так и поток его сознания,  что не всегда совпадает с нормами русского языка.

- Как вы стали шаманом?

- Тогда работал на границе с Боливией, работал четыре года с 71 по 74, раз шел через лес, через горы, встретил одного человека, его звали Энрике, он спросил, куда идёшь, потом сказал, иди к реке, там готовлю аяуаску, пошел туда, остался с ним, сам выбрал… в 7 вечера пришло восемь человек, я был девятым, готовили аяуаску 2 часа, 3 часа, и выпили, я был последним, рядом сидели люди, мужчины и женщины, мы были, будто пьяные, потом дон Энрике спросил меня, всё ли в порядке, я сказал, да, кто-то пел, кто-то меня обнимал, через 10-20 минут Энрике опять спросил, всё ли в порядке, выпьешь ещё, я ответил, да, конечно, выпил ещё три стакана потом бах и карнавал третий глоток бах и карнавал Энрике пел я сидел и мне казалось что мир вокруг меня крутится и танцует кто-то меня обнимал говорил выпей со мной какая-то девушка хотела танцевать предлагала мне обнимала

- Чем ваша жизнь отличается от жизни простого человека?

- такая же… я могу вас лечить, понимаю немного в медицине, я doctor de selva (лесной врач), люди приходят ко мне лечиться, аяуаска лечит и душу и тело.

- И вы можете иметь жену и детей?

-  Я могу иметь сколько угодно женщин, у меня три сына и две дочери.

- Ну а ваши дети будут шаманами?

- Нет, они не хотят принимать эти знания.

- Есть ли у вас ученики?

- Есть у меня ученики и в Аргентине, и в Штатах.  А здесь живёт человек Робин, он переехал сюда. Приехал с мамой и папой, купил землю. Чтобы понять это растение, войти в контакт с ним, нужно 3-4 года сидеть на диете. 6-7 лет следует сидеть на диете и много пить аяуаску, чтобы научиться лечить с помощью аяуаски других людей. Растение вытягивает из человека все болезни, из души и тела, ты увидишь своё детство, свои видения, своё будущее.

- Может ли стать женщина шаманом?

- Да, конечно, может. Она лучше понимает растение, чем мужчина.

- Что главное в жизни? Ваш совет?

- Изучать разные растения… – шаман сорвал с куста и показал листок, – заворачиваешь три волоса человека в этот лист и удаляешься на три дня, не видишь его, а когда встречаешься, он в тебя влюбляется.

Стало видно, что дон Игнасио утомился от нашего разговора и не очень хорошо себя чувствует (всё-таки 84 года), поэтому я прекратил дальнейшие расспросы, и мы распрощались.
.
Трясясь по ухабистой дороге в багажнике старенького универсала ещё с двумя местными жителями назад в Пуэрто-Мальдонадо, я думал о том, насколько же разные люди живут рука об руку на нашей планете. Их жизни могут отличаться друг от друга, как остров Беринга и гора Рорайма, а сон и явь меняться местами в зависимости от того, в какую сторону они повернут на перекрёстке жизненного пути.

Из сельвы мы отправились в священную долину инков. Честно сказать, не хотелось покидать Амазонию, за полтора месяца я основательно прикипел к ней душой, но что поделаешь, дорога зовёт, а рюкзак уже собран. Остаётся вдохнуть полной грудью сладкий воздух сельвы и ехать дальше, туда, где вопросы и загадки витают в разряженном воздухе, а древние рукотворные чудеса соседствуют с чудесами природными.

по перу в кузове пикапа

Tags: Влад, Влад Смирнов, Смирнов, аллигатор, амазония, америка, ара, аяуаска, дон игнасио, заповедник, инферно, капибар, лианы-убийцы, мадре-де-дьос, папугаи, перу, путешественник, путешествие, пуэрто-мальдонадо, река, сельва, тамбопата, тапир, турист, шаман, южная америка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments