old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

Амазонские дельфины. Золотая лихорадка Рио Мадейры

Из Венесуэлы мы вернулись в Манаус и сразу поехали в небольшой посёлок Ново Айрао на реке Рио Негро с одной единственной целью –  увидеть самых милых и добрых жителей Амазонки. Только ради них одних можно было отправиться в Амазонию. Любителей котиков прошу приготовиться, ведь на интернет-арену выходят настоящие тяжеловесы. Итак, встречайте: амазонские речные дельфины!

Этих милых и весьма прожорливых существ прикормила одна местная девочка лет двадцать назад. С тех пор они приплывают по несколько раз в день к одному и тому же месту на набережной полакомиться рыбой и пообщаться с людьми.

К вечеру дельфины хоть и сыты, но всё равно приплывают к людям, чтобы поиграть с ними и легонько покусать их за пятки и руки.
Кстати, зубы у дельфинов, будь здоров, и клацают они ими в воздухе громко, как волки.
В общем, что для человека – милое существо, то для рыбы – страшный сон. Дельфины дикие, хоть и прикормленные, поэтому молодых кормить нельзя, они должны сами научиться добывать себе пищу.
День, проведённый в Ново Айрао, запомнился мне не только дельфинами, но и полуденной головокружительной жарой, и тихим вечером, когда мы сели на теплоход в Манаус. Ночной переход по Рио Негро требует отдельного рассказа. Наше судно шло посередине реки в полной темноте. На берегах ни огонька, только джунгли. Пассажиры покачивались в гамаках при тусклом свете лампочки на верхней палубе. Теплоход время от времени останавливался, и от него в темноту отходила моторная лодка с людьми и грузами. А где-то в джунглях на берегу загорался огонёк. В такие моменты по спине пробегали мурашки. Лес и река наполнены жизнью, дневной экваториальный жар сменяет ночная прохлада, а на берегу во тьме люди ждут своих родных домой.

Наш переход из Ново Айрао в Манаус был лишь разминкой перед четырёхдневным  вояжем в Порту-Велью  по реке Рио Мадейра.  Уже через два дня после прибытия в Манаус мы ступили на борт грузопассажирского парома «Адмирал Пауло Морейра». Впереди – Порту-Велью, от которого сутки пути на автобусах до перуанского города Пуэрто-Мальдонадо.
Что такое путешествие на речном судне по Амазонии? Это отдых! Что вам надо взять с собой: гамак, в котором вы ночуете на верхней палубе под навесом (нижняя палуба занята автомобилями и грузами), фотоаппарат и книгу. Что вас ждёт в пути: бесподобные пейзажи реки и джунглей, сносная еда, включённая в стоимость билета, общение с пассажирами, не только местными жителями, но и иностранцами, и громкая латиноамериканская музыка с утра до позднего вечера, доносящаяся из судового бара, где можно купить колу, пиво и сэндвичи.
Наш паром вышел из порта Манауса поздно вечером и через несколько часов ночью повернул в  Рио Мадейру, крупнейший  приток Амазонки. Каждый день нашего речного путешествия был особенный, чем-то отличался от остальных.

В первый день, когда мы ещё не отошли далеко от экватора, лес был густой и невысокий. Пальм почти не было.

Небо то и дело заволакивали тучи, и шел недолгий, но сильный ливень. Я не отрывался от нетбука, редактируя фотографии с Рораймы. Среди пассажиров были не только бразильцы, но и кубинцы, перуанцы, циркачи из Венесуэлы и даже четыре немца-плотника, которые согласно старой немецкой традиции  отправились на три года в путешествие, набраться опыта в своём деле и себя показать. По дороге они останавливаются в разных городах и выполняют заказы. Такой себе традиционный немецкий travelliving получается.

На второй день начало появляться всё больше и больше гигантских деревьев.
амазонский лес - мир гигантских деревьев

Мне кажется, именно из таких красавцев повсеместно состоял амазонский лес до появления здесь человека.
Эти совершенные творения природы как нельзя лучше иллюстрируют выражение «Амазония – зелёные лёгкие нашей планеты». И воздух здесь сладкий и вкусный, как нигде в другом месте.
А ещё, лёжа в гамаке, интересно наблюдать за жизнью проплывающих мимо посёлочков, где мужчины рыбачат, женщины стирают на лодочных причалах, а дети машут проходящему пароходу.
типичная усадьба речного жителя
К дощатым домам без стёкол в окнах вплотную подходят джунгли, а в сезон дождей, судя по отметкам  на стволах деревьев, ещё и вода.
вдоль реки встречаются посёлки и отдельные хижины
Второй день запомнился закатом.
капитанский мостик

закат над рекой рио мадейра

На третий день утром я увидел эти плавучие платформы и даже сразу не понял, для чего они служат.
утро. река. золотодобытчики
Так добывают золото на Рио Мадейра.

Места, где добывают золото в Бразилии, называют “garimpo”, а золотодобытчиков – “garimpeiros”. Плоты, оборудованные для добычи золота, называются “Balsas”.
так добывают золото

Самое большое “garimpo” находится как раз на реке Мадейра. Следующие пару дней плоты встречались всё время.
Один такой плот добывает около пятидесяти грамм золота в день.
Песок со дна реки засасывают шлангами ныряльщики. Ныряльщик – это самая опасная из специальностей золотодобытчиков. Никакого акваланга. От смерти их отделяет только трубка подачи кислорода и верёвка, которой они привязаны к плоту. Вода мутная, ничего не видно. Сильное течение. Иногда перерезают кислородную трубку друг другу сами ныряльщики, когда думают, что их конкуренты нашли хорошее золотоносное место.
Золотодобытчиков убивают, они умирают от лихорадки, но от этого меньше желающих попытать счастья на реке Мадейре не становится. А когда скупщики золота отдают работягам деньги, те зачастую проматывают их в большом городе за несколько дней и опять возвращаются к своей добровольной каторге. Даже не верится, что такие джеклондоновские истории происходят в наше время.

На четвёртый день атмосфера вокруг начала меняться. Гигантских деревьев становилось всё меньше и меньше, зато появились пальмы и прибрежный кустарник.

Воздух ещё слаще. Птиц ещё больше. К этому времени пассажиры уже перезнакомились друг с другом, болтали и играли, разделившись на группы по интересам, а накануне вечером даже закатили грандиозную вечеринку с танцами под дождём и песнями.
Перуанец-клоун Ричард повеселил самых маленьких пассажиров, устроив для них представление на  палубе.

Около полудня мы вошли в гавань столицы штата Рондония, город Порто-Велью. К сожалению, осмотреть этот город и его окрестности нам должным образом не удалось, так как надо было ехать в Перу. Вечером мы сели в автобус до городка Риу-Бранку, столицы штата Акри, а оттуда через два часа в другой автобус к перуанской границе.

Штат Акри пронёсся за окном, но даже этой поездки хватило, чтобы составить об Акри впечатление, которое можно выразить тремя словами: телесериал «Рабыня Изаура». От Риу-Бранку к границе дорога шла между бесконечными фазендами с домами в колониальном стиле, пастбищами, на которых паслись коровы, смахивающие на своих горбатых индийских собратьев, толстыми тётушками в платках аля мама Чоли и пастухами в шляпах и сапогах. А в приграничном городке в магазине даже продавались сёдла. Настоящая глубинка.

Впереди – неизведанное Перу. Позади – прекрасная Бразилия.
На границе всегда особая атмосфера. Пограничники с интересом разглядывают русские паспорта, ставят штампы и произносят с улыбкой «Путин». Но вот все формальности позади, и мы едем по ночной дороге через перуанскую сельву. Новая страна, а значит новые приключения.
Tags: amazonia, balsas, brazil, dolphins, grimpeiros, grimpo, peru, rio madeira, rio negro, south america, vessel, адмирал, акри, амазония, амазонка, бразилия, влад смирнов, дельфины, золото, золотодобытчики, ново айрао, паром, пароход, перу, перуанская сельва, порто вельо, путешественник, путешествие, речной круиз, рио мадейра, рио негро, риу-бранку, рондония, южная америка
promo vlad_smyrnov april 10, 2017 18:20 15
Все фотографии в этой статье сделаны на мобильный телефон Huawei p9 Долгое время я думал, что самый высокий посёлок на земле должен находится в Тибете. И только пару лет назад, путешествуя по Тибету, прочитал в интернете, что в этом вопросе первенство принадлежит Перу. Называется поселение…