old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

Рорайма. Путешествие в затерянный мир. Часть II.

06 января. День 4-й

«Итак, мы завалили кустами вход в лагерь и, оставив все наши запасы под защитой колючей изгороди, медленно и с величайшей осторожностью двинулись в Неведомое вдоль русла небольшого ручейка, который брал начало в источнике на поляне и должен был служить нам путеводной нитью по возвращении». Глава Х, «Затерянный мир», Артур Конан Дойль

Сегодня мы, оставив часть продовольствия в лагере, отправились на север плато со всеми вещами, так что пришлось, как следует попотеть, карабкаясь по скалам и перепрыгивая с камня на камень, прямо как в «Марио».
дивные скалы рораймы по дороге к трипл пойнт
Днём южная часть Рораймы не выглядит, столь фантастично, как на закате. Пейзажи однообразны, хотя и грандиозны. Тем не менее, несколько мест мне особенно запомнилось.

Во-первых, это обрыв, с которого хорошо просматривались, как стены Рораймы, так и соседняя тепуи –  красавица Кукенам.

Во-вторых, Пит – глубокая карстовая воронка метров тридцать в диаметре, издали напоминающая дыхательное отверстие у дельфина.
Пит
На дне – озеро. В озере фыркают и плещутся путешественники с камерами GoPro.

Возле Пита мы перекусили и вскоре добрались до ещё одной достопримечательности Рораймы – Трипл Пойнт, места, где сходятся границы трёх государств: Бразилии, Венесуэлы и Гайаны. Естественно, пограничников нет. На скале стоит простенький знак, со стороны Бразилии и Венесуэлы к нему прикручены таблички с названиями стран, а вот со стороны Гайаны табличка сорвана и вместо неё приклеен лист бумаги с надписью ZONA EN RECLAMACION. Так Венесуэла подчёркивает свои территориальные претензии к Гайане.
трипл пойнт
На этой фотографии со стороны Гайаны стоит портер-гайанец Хуан, из-за знака со стороны Бразилии выглядывают туристы-бразильцы, ну а за дружественную нам Боливарианскую Республику Венесуэлу фотографируется ваш покорный слуга.

От Трипл Пойнт дальше на север природа начинает меняться. Всё больше ручьёв, речек и ванночек, чаще попадаются островки зелени, кусты, и, самое главное, стали встречаться деревья с негнущимися жесткими листочками, напоминающие древние растения первичного леса. А потом перед нами внезапно открылась освещённая солнцем долина, где черные скалы соседствовали с зелёными рощами, а болотца поросли диковинными кустами.
внезапно открылась освещённая солнцем долина
Именно так должен выглядеть затерянный мир. Мне казалось, что мы вот-вот услышим крики пролетающего над нами  птеродактиля, а из-за деревьев покажется длинная шея бронтозавра. Эта долина производит самое сильное впечатление из всего виденного на Рорайме и, думаю, каждый путник здесь вспоминает Конан Дойля.

Отель Коати, в котором мы заночевали, находится в противоположной стороне долины, поэтому мы спустились по тропе к роще, перешли по мостику через глубокую расщелину, минут пятнадцать пробирались между рядами камней, напоминающих китайскую терракотовую армию и прыгали с кочки на кочку по болоту, как раз, когда на долину опустился туман.
Сцена, словно из «Властелина колец», где Фродо шел по тропке через болота; к счастью, обошлось без  лиц мертвецов в воде. Отель оказался настоящим пещерным городом с ходами, нишами, этажами, переходами и внутренним двориком с озерцом посередине.

Сейчас вечер, звёзды на небе крупны, как никогда, а впереди волшебная ночь – ночь перед Рождеством на тепуйе Рорайма.

ночь перед рождеством

07 января. День 5-й

«- Конечно, конечно! Пусть наш юный друг даст название озеру, — поддержал его Челленджер.

- В таком случае, — сказал я и сам почувствовал, что краснею, — пусть оно зовется озером Глэдис».

Глава ХI, «Затерянный мир», Артур Конан Дойль

Алекс разбудил ещё до рассвета, и мы пошли на обрыв встречать солнце. Облака розовели, а у подножья Тепуйи просыпались бразильские джунгли. Рождественское утро выдалось таким же волшебным, как и ночь перед Рождеством.

Первая половина дня прошла, если так можно выразиться, под знаком фауны. И, как и следовало предполагать, животные на Рорайме такие же инопланетные, как и пейзажи.

Первым в объектив попался коати, зверёк из семейства енотовых с забавным удлинённым носом.
коати
Он пробегал по каменистой пустоши, когда мы возвращались с обрыва в отель. Размерами с командорского песца, коати постоянно поворачивался к фотоаппарату хвостом и залазил своим хоботком под каждый камень.

А затем по пути на озеро Глэдис мы нашли миниатюрную черную жабку (многие представители местной фауны окрашены в черный цвет).
oreophrynella quelchii

Говорят, они смешно свистят перед дождём. Я не слышал, так как по счастливому стечению обстоятельств дождя пока ещё не было. Проводник рассказывал, что на каждой тепуи живёт свой подвид этих жаб, и что они очень древние.

По-моему, черные жабки идеально вписываются в общую картину мордорского пейзажа, как, впрочем, и это очередное хищное растение.

Heliamphora nutans

Чем дальше на север – тем больше воды и зелени. Деревьев становится меньше, в основном, бурые кусты.

Северный пейзаж - скалы и кусты bonnetia roraimae
Речки и ручьи бегут по разноцветным камням и россыпям кристаллов кварца. Жарко, влажно, солнечная погода чередуется с туманной. Я шёл и размышлял о том, как странно, что древние люди не селились на севере тепуи. По крайней мере, так утверждал наш проводник. Ведь, несмотря на всю кажущуюся чуждость Рораймы человеку, она вполне могла бы стать местом обитания древних людей: естественная непреступная крепость, воды вдоволь, корм для скота есть, природные укрытия на случай дождя встречаются, ну и температура никогда не опускается слишком низко – рядом с  экватором всё-таки.

Озеро Глэдис находится на севере тепуи на стороне Гайаны.
озеро Глэдис
Оно гармонично, пейзаж вокруг традиционен и лаконичен, царит тишина и особое спокойствие.
К озеру мы добрались в тумане. Можно было дойти и до самой северной точки Рораймы – так называемого носа корабля, там, где плато заканчивается узким выступом, но из-за тумана мы бы всё равно ничего не увидели. Возле озера было несколько небольших площадок овальной формы (рукотворных или нерукотворных – трудно сказать). Они похожи на места размещения пусковых установок ракет, виденные мной на горе Опук возле Керчи, только меньше.

На обратном пути в отель мы останавливались пообедать на берегу реки с разноцветным дном: было время и купаться, и фотографировать.
река с разноцветным дном

самое необычное дерево на плато
Наш проводник занялся поисками алмазов. Оказывается, одно время на плато их добывали, потом – запретили.

Мы всё ещё на Рорайме, а не на острове Пасхи. Смотришь на такие творения природы и думаешь, а, может, всё-таки здесь жила древняя мегалитическая цивилизация. И люди тоже были черные, под цвет тепуи.

Завтра мы возвращаемся в южную часть плато. Опять предстоит «марио». А сейчас я намерен поплескаться в «джакузи»: ничего так хорошо не снимает усталость, как ледяные воды Рораймы.

08 января. 6-й день

«Я запомню эти картины во всех подробностях, и когда-нибудь моя память и мое перо отдадут им должное». Глава ХV, «Затерянный мир», Артур Конан Дойль

Сегодня мы вернулись в южную часть тепуи тем же путём, каким шли на север. По дороге зашли в долину кристаллов возле Трипл Пойнта.
долина кристалов
Если к остальным частям Рораймы подходят эпитеты – фантастичная, мрачная, инопланетная, сюрреалистичная, загадочная, то для долины кристаллов – сказочная и волшебная. По крайне мере, первое, что пришло мне на ум, когда мы спустились в долину, была книга «Тысяча и одна ночь», а потом и истории про пиратов и сокровища. Здесь кристаллы не просто встречаются, здесь земля в буквальном смысле слова усыпана ими!
здесь земля в буквальном смысле слова усыпана ими

После обеда в отеле мы поднялись на самую высокую точку Рораймы – Маверик, с которой открывается вид на юг плато. К сожалению, батарея фотоаппарата уже почти села, поэтому мне удалось сделать только один снимок, да и то после того, как я всю дорогу грел её за пазухой.
вид на южную часть плато с точки Маверик
С Маверика мы отправились прямиком ко второй смотровой площадке, так называемому «окну», но, пока дошли, на плато опустился густой туман.

За ужином проводник рассказал нам индейскую  легенду о появлении тепуй, которых кроме Рораймы и Кукенан я насчитал ещё семь. Давным-давно среди людей жил бог по имени Макуинаима. Он был всесилен и мог творить чудеса. У Макуинаимы была семья: жена и двое сыновей  – старший Чипут и младший Чику. Чику был очень любопытным. Отец разрешал своим сыновьям делать всё, что угодно, вот только не позволял им рубить растущее у него в саду дерево жизни – Вадок Папо. А любопытному Чику как раз этого больше всего и хотелось. И вот как-то раз, когда отца не было дома, Чику всё-таки срубил Вадок Папо. Дерево окаменело, и, упав, разбилось, а осколки превратились в тепуи.  Узнав про это, Макуинаима разгневался и превратил сыновей, а заодно и их мать в разных животных.

Ещё Алекс объяснил значение слова Канайма, название национального парка. Если посмотреть на склоны Рораймы со стороны Бразилии и Гайаны, они укрыты джунглями, а со стороны Венесуэлы простирается саванна. Спрашивается, почему? Оказывается, в былые времена индейцы, населяющие этот регион, выжигали леса для того, чтобы к ним не могли незаметно подобраться другие племена. Представители разных племён и сейчас недолюбливают друг друга, иногда доходит даже до убийства. И всё это, оказывается, из-за различных предпочтений в культуре, так пояснил проводник. Это ж какие различные предпочтения в культуре должны быть, чтоб за них убивать людей? – спрашиваю я Алекса. – Неужто одни больше слушают Мусоргского, а другие Римского-Корсакова? Оказалось всё ещё абсурднее, как из сказки, где одни разбивали яйцо с тупой стороны, а другие – с острой, и из-за этого конфликтовали. В данном же случае одно племя ест любое мясо, от говядины, до червяков, а другое нет. Чем вам не повод начать войну с соседями? Беспредел, да и только. А беспредельщика, человека, который убивает другого без причины, индейцы называют Канайм. Вот от этого слова и произошло название национального парка Канайма.

Сегодня последний вечер на Рорайме, мне очень хочется пойти полюбоваться звёздами, но завтра нам предстоит сложный переход с плато до первого лагеря на реке Ток. Начинаю чувствовать, что уже скучаю по Горе, хоть ещё на ней.

09 января. 7-й день

«Через два часа мы сами и все наши пожитки были уже у подножия горного кряжа. Спуск прошел благополучно, если не считать возни с вещами Челленджера». Глава ХV, «Затерянный мир», Артур Конан Дойль

Мы спускаемся целый день. Идём, идём, идём. От крутого спуска с плато ноги болят больше, чем от всех подъёмов вместе взятых. У начала тропы на Рорайме Алекс показал мелкие фрагменты упавшего здесь несколько лет назад вертолёта и рассказал связанную с ним историю. Как-то раз на Рорайме один иностранец со всей своей фотолюбительской страстью всё прыгал и прыгал с камня на камень в поисках идеального кадра, пока не упал и не сломал ногу. Снести его вниз не было возможности, поэтому вызвали вертолёт, но по погоде он не мог вылететь три дня. А когда прибыл и забрал больного, то при взлёте рухнул сам. Слава Богу, обошлось без жертв. Теперь на горе сидело трое в ожидание нового вертолёта: иностранец, пилот вертолёта и врач, также прилетевший на вертолёте. После такой истории на дорожку спускались мы очень осторожно и внимательно.

Пишу я сегодня не как обычно перед сном в палатке, а на привале, так как чувствую, что вечером после такого долгого перехода усну раньше, чем голова дотронется до спального мешка.

10 января. 8-й день

«На этом, благодарный судьбе, я заканчиваю свой рассказ. Глаза наши не переставали дивиться чудесам, души очистились, закаленные тяжелыми испытаниями». Глава ХV, «Затерянный мир», Артур Конан Дойль

Ну, вот и всё: трёхчасовой утренний поход под палящим солнцем от лагеря Ток до Паратепуи позади. Мы сидим в тени под сенью дерева и пьём прохладительные напитки. Оглядываясь назад в буквальном и переносном смысле слова,
Тепуи кукенан и рорайма
я думаю о том, что Рорайма – нечто большее, чем просто плато с инопланетными пейзажами. Больше, чем овеянная индейскими мифами гора. Больше, чем остаток древнейшего плата нашей планеты. Рорайма – это воплощение снов человека, мечтающего об открытии неизвестных земель, и размышления ученого, воссоздающего картины геологических эпох, эскизы режиссёра, снимающего новую кинокартину, и творческие муки художника-сюрреалиста, видения индейского шамана и апокалиптические пророчества неистового оракула. Фантастическая, космическая, мрачная, волшебная, марсианская, сюрреалистическая, загадочная, сказочная, лунная – все эти эпитеты отражают только какое-нибудь одно свойство тепуи. Затерянный мир – вот какое определение больше других передаёт суть Рораймы. Затерянная во времени и пространстве, она помнит динозавров, обнимает индейцев и не думает о будущем. А ещё привлекает людей и дарит им умение удивляться. Сильно, как в детстве.

Tags: roraima, south america, the lost world, travelling, triple point, venezuela, Путешествие, бразилия, венесуэла, властелин колец, гайана, затерянный мир, индейцы, конан дойль, кукенан, маверик, мордор, озеро Глэдис, орхидеи, паратепуйи, пемоны, рорайма, сальто-анхель, санта-елена, санто-анхель, тепуи, тепуйи, трипл пойнт, хищные растения