old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

Рорайма. Путешествие в затерянный мир. Часть I.

Читая в детстве «Затерянный мир» Конан Дойля, я даже представить себе не мог, что через много лет сам попаду в подобное место. Но как-то раз в конце 2000-х, наткнувшись в интернете на статью про Рорайму, удивительное плато на границе Бразилии, Гайаны и Венесуэлы, я понял, что это мой шанс оказаться в реальном затерянном мире, и решил обязательно туда отправиться. Тем более, идея романа об открытии плато с доисторическими растениями и животными также возникла у Конан Дойля после экспедиции немецкого исследователя Роберта Шомбургка на Рорайму.

Свою мечту я осуществил с 03 по 10 января 2016 года.

Из большой советской энциклопедии:

«Рорайма (Roraima), горный массив Гвианского плоскогорья, в хребте Серра-Пакарайма, на границе Венесуэлы, Гайаны и Бразилии. Высота 2772 м. Сложен преимущественно кварцевыми песчаниками, пронизанными силлами и дайками диабаза и габбро. Плоская вершина с башнеподобными краями; отвесные (400 м) склоны».

03 января. День 1-й

«На следующий день после описанного происшествия мы двинулись в путь, и эту дату можно считать началом нашей замечательной экспедиции. Все снаряжение прекрасно поместилось в двух челнах, а мы сами разбились на две группы, по шести человек в каждой…»

Глава VIII, «Затерянный мир», Артур Конан Дойль

Путешествие начинается в пограничном венесуэльском городке Санта-Елена дэ Уайрен. Накануне вечером мы познакомились с нашим проводником, индейцем по имени Алекс из племени Арикуна, Гайана (многие проводники – именно гайанцы, так как английский – их государственный язык). Утром он с портерами забрал нас на внедорожнике, и через час мы по трассе доехали до индейского селения Сан-Франциско де Юарани, от которого грунтовка шла к стартовой точке маршрута – деревушке Паратепуй. Сан-Франциско мне запомнилось курами-гриль в каждом кабачке, которых здесь чуть больше, чем хижин, и бесконечными лотками с сувенирами.

Поездка до Паратепуйа заняла ещё около сорока минут, после чего мы перекусили сэндвичами, зарегистрировались в журнале у рейнджеров, так как Рорайма находится на территории национального парка Канайма, и ступили на маршрут.

На старте

В восхождении участвовали также два девятнадцатилетних бразильца, Матиас и Демиен, из города Белу-Оризонти.

матиас и демиен

За сегодняшний день мы прошли 12 километров до лагеря на реке Ток (1050 м).

Дорога вилась по холмам, покусывала мошка пури-пури.

Нас то и дело обгоняли индейцы-портеры; многие принадлежат к племени Пемон.

индеец-портер. переносит грузы в традиционной корзине

Гран-Сабана, именно так называется бескрайняя холмистая равнина, на которой находится тепуи («гора» или «обитель богов» в переводе с индейского) Рорайма, а также ещё несколько тепуй пониже, куталась в сумерки. К сожалению, Рорайму закрыло облако, зато соседняя тепуи Кукенан предстала перед нами во всём своём скалистом величии.

Вид на тепуи Кукенан с речки Ток

В лагере остановилось несколько иностранцев, возвращающихся с Рораймы после Нового Года. В основном же, восхождение на тепуйу совершают бразильцы и венесуэльцы.

04 января. День 2-й.

«На второй день после того, как мы бросили челны, характер местности резко изменился. Нам приходилось все время идти в гору…»
Глава
VIII, «Затерянный мир», Артур Конан Дойль

Утро выдалось жарким. После традиционного венесуэльского завтрака – яичницы-болтуньи и ареп, пирожков с сыром – мы перешли по камням реку Ток,

Переход через реку ток

и начали подъём к базовому лагерю (1870 м) у подножья Рораймы.

дорога от лагеря ток к базовому

Переход выдался сложным. Жара стояла такая, будто открыли гигантскую духовку. Дорога неумолимо ползла в гору. Кроме того, исчез наш проводник, прихватив с собой пакет фруктов, предназначавшихся на перекус в дороге.

Единственным местом отдохновения стала река Кукенан, через которую, как и через Ток, надо было переходить по камням, и в холодные воды которой было так приятно нырнуть перед дальнейшим восхождением.

бабочка у реки кукенан

Дошли до базового лагеря мы в три часа,

базовый лагерь

а вскоре пошел дождь, и некоторое время пришлось сидеть в душной палатке с видом на Рорайму в тумане.

Зато вечер подарил чудный закат над Гран-Сабаной.

гран-сабана

И всё же, где проводник? Интересно, он вернётся?

05 января. День 3-й.

«Я уже разъяснил нашему юному другу, — сказал Челленджер (он всегда говорил обо мне, как о десятилетнем школьнике), — что на легкий подъем рассчитывать не приходится, и по весьма простой причине: если б таковой существовал, плато не было бы отрезано от остального мира…»
Глава
IX, «Затерянный мир», Артур Конан Дойль

Утро началось с чашки горячего шоколада в постель. Точнее в палатку. Это вернулся Алекс и решил таким образом задобрить народ. В оправдание он рассказал слезоточивую историю про больного брата, которого ему срочно надо было проведать, но по глазам и выражению лица было видно, что нагулялся он за эти сутки вволю.

Сегодняшний день выдался самым тяжелым с начала путешествия. Первую половину мы поднимались от базового лагеря на плато.

утро. вид на рорайму из базового лагеря

Сначала тропа шла очень круто через джунгли,

по тропе через джунгли

так что зачастую приходилось карабкаться вверх на четвереньках. Джунгли вокруг классические, с лианами, непроходимыми зарослями, и поросшими мхом старыми деревьями. Также вдоль тропы встречались орхидеи

орхидея

и хищные растения (в чаше из листьев накапливается вода, а когда туда попадают насекомые, растения всасывают их вместе с водой).

хищное растение brochinnia tatei

Это были первые вестники удивительного мира, в котором вскоре нам предстояло очутиться.

stegolepis guianensis

Через два часа мы подошли к отвесному склону Рораймы, набрали воды из водопада и двинулись дальше по тропе вдоль стены с нависающими скалами и обвалами. В одном месте на стене можно заметить отпечаток руки. Алекс поведал нам любопытную индейскую легенду, связанную с этим местом.

Итак, с давних времён на земле вокруг плоских гор, тепуй, селились индейские племена. Рорайма считалась священной, обителью богини Куин, прародительницей всех людей, и только шаманы имели право подниматься на неё, только они знали единственный возможный путь наверх (кстати, на сегодняшний день тропа наверх по-прежнему одна). Первым белым, который пришел сюда, был пастырь-миссионер из северной Америки. Затем явилось ещё трое чужеземцев; они сделали шаману подарки и упросили его стать их проводником на Рорайму. Дойдя до отвесной стены, они дотронулись до неё в одном месте, где впоследствии появился отпечаток, и внезапно тепуи поглотила их. При этом шаман видел много людей внутри Рораймы. Испугавшись, он прибежал в селение и рассказал про всё своим соплеменникам, а те вооружились и отправились к тепуи. Когда же они подошли к горе, трое вышли из скалы и, превратившись в огненный шар, взмыли в небеса. Вот такая легенда, как из газеты «Мир непознанного».

Сделали привал и перекусили мы на площадке, с которой открывается вид на Гран-Сабану и отвесные склоны Рораймы.

отвесные стены рораймы

Нам предстоял финальный участок подъема. Выйдя из зоны леса, мы двигались вверх по острым камням и осыпям, проходили под водопадом, ползли среди черных скал.

по дороге вдоль стены

Наконец, последние 100 метров и… вот он затерянный мир, место, о котором я так долго мечтал!

ещё один шаг, и откроется плато

Волшебство Рораймы врывается в твою жизнь действительно внезапно: изнурительный подъем вдоль стены тепуи, очень напоминающей плоские горы бахчисарайского района в Крыму – хоть и красиво, но знакомо. А когда доходишь доверху и ступаешь на плато, вдруг попадаешь в абсолютно другую реальность,

ЮГ ПЛАТО

неземной мир, который, кажется, придуман гениальным режиссёром для лучшего из своих фильмов.

Это мир черных скал и валунов причудливых форм, от целых дворцов и органных залов до дольменов и менгиров,

между которыми синеют лужицы и озерца с кристаллами кварца на дне,

ЮГ ПЛАТО

а каменистая пустошь поросла редкими растениями,

orectanthe sceptrum

проводник показывает нам лист съедобного ростения stegolepis guianensis

зачастую хищными.

хищное растение drossera roraimae

Ещё плато очень напоминает дорогу в Мордор из «Властелина колец». Всё время фильм вспоминается.

Остановились мы в одном из «отелей» – так называют большие скалы с нишами и пещерами, а вечером ходили поплескаться в «джакузи», природных ванночках с холодной водой. Завтра же отправляемся в самое сердце Рораймы, к месту называемому Трипл Пойнт.

Tags: roraima, south america, the lost world, travelling, venezuela, Путешествие, бразилия, венесуэла, властелин колец, гайана, затерянный мир, индейцы, конан дойль, кукенан, мордор, орхидеи, паратепуйи, пемоны, рорайма, сальто-анхель, санта-елена, санто-анхель, тепуи, тепуйи, трипл пойнт, хищные растения