old_hobo (vlad_smyrnov) wrote,
old_hobo
vlad_smyrnov

Камчатка в октябре

Во второй половине октября 2015 года я в ожидании самолёта располагал парой свободных недель на Камчатке. В хостеле встретился с моим командорским другом Лёшей Ульяновым, у которого билет был куплен на день позже, чем у меня, и мы решили не терять времени даром, а попутешествовать по Камчатке. Позвонив друзьям, которые могли помочь советами и связями, уже к вечеру разработали план действия: сначала переход через Авачинскую бухту на яхте, затем поездка в Эссо и Анавгай. Звучит довольно банально, но то, что получилось в итоге, отнюдь нас не разочаровало.

На яхте мы прошлись с камчатским яхтсменом Сергеем Смирновым. Он перегонял свою «Эмму» из одной части бухты в другую, чтобы поставить на зиму. Собрались ранним утром у причала, морозные предрассветные сумерки в сочетании с предвкушением морской романтики бодрили нас гораздо лучше кофе.


.

Кроме «Эммы» в походе к месту зимовки участвовало ещё три яхты.

.

Сергей, как настоящий морской волк, встретил нас бутылкой рома и фразой «На судах, где нет рома, пахнет навозом».

.

Всю дорогу он рассказывал нам морские истории, но вот про самое интересное не обмолвился ни словом.

.

.

.
А именно, про поход
от полярных широт до пролива Дрейка и мыса Горн с норвежским мореплавателем Ярли Анхеем. Эту историю я узнал позже от наших общих знакомых, а затем прочитал в интернете. Вот такой Серёга скромный человек и настоящий путешественник.

Два Смирнова

По приходу в порт, мы подкрепились гречневой кашей с грибами и принялись готовить яхту к подъёму автокраном и перевозке в ангар.

.

Дальше следовало несколько часов напряженной работы и общения с другими яхтсменами. И от этого осталось не меньше впечатлений, чем от самого перехода через бухту.


Но больше всего из нашего морского приключения мне запомнилось раскатистое рычание, то и дело разлетающееся над водной гладью порта. Как раз в это время у соседнего причала разгружалось рыболовецкое судно, и к нему со всей округи подоспели сивучи. Они высовывались из воды, будто дельфины, и ждали, когда при разгрузке им в буквальном смысле слова свалится на голову рыба. Рычание сивучей, весёлые беседы яхтсменов, свет северного солнца – всё это придавало событиям того дня вкус настоящей жизни.

.

Из Петропавловска мы поехали в Эссо. Горячие источники, в которые так приятно погрузиться после прогулки на морозе, заснеженный Срединный хребет, отсутствие комаров – все это способствовало тому, что в октябре Эссо понравилось мне гораздо больше, чем летом. Первым делом мы отправились на одну из вершин Срединного хребта. Все ли медведи уже ушли в горы на зимовку подальше от людей или нет, мы не знали, поэтому на всякий случай взяли с собой пса бойцовской породы у нашего нового знакомого, славного эвена Алексея Коеркова.

Восхождение проходило по классическому камчатскому сценарию: утром шли в пуховиках через покрытый инеем лес, а днём по альпийским лугам в майках, проваливаясь по колено в свежевыпавший снег.

.

Украшением второй половины восхождения стал вид на Ичинскую Сопку, наименее исследованный вулкан Камчатки, и вулкан Анаун, на котором по поверьям эвенов находится сакральный плот, аналог Ноева ковчега.


.

.

Оставив рюкзаки и перекусив в избушке недалеко от вершины, мы поднялись на сопку на закате.

.

Умиротворённость и бесконечные покрытые снегом гористые просторы на фоне краснеющего неба глубоко запали в тот вечер мне в душу, а макароны с тушенкой из оленины насытили и согрели.

.

Через день после возвращения в Эссо нас пригласил в гости к своему дяде в деревушку Анавгай всё тот же парень, что одолжил нам пса для похода – Алексей Коерков. Приехали в Анавгай мы рано утром, было ещё темно. Алексей с дядей встретили нас крепким черным чаем с баранками и бесконечными рассказами об эвенском житье-бытье. Потом Алексей предложил мне побродить с ним по округе, и эта прогулка оставила послевкусие, будто чтение «Сто лет одиночества» Маркеса. Чистый магический реализм.

Мы шли по лесу вдоль речки. На земле лежал снег, с неба срывался дождь. По пути попадались дымящиеся горячие источники и ледяные ручьи. Русло одного из ручьев густо поросло мятой, вода и воздух были наполнены её сладковатым запахом. В этом было что-то сказочное, вспомнилось выражение «Молочная река, кисельные берега». Всю дорогу Алексей рассказывал мне про коренных жителей севера, и его истории переносили меня из привычного мира в мир северян, где каждый предмет, каждое животное и каждый человек имеют своё важное предназначение, мёртвые и живые могут общаться друг с другом, а люди, несмотря на весь технический прогресс, ощущают себя частью природы и живут согласно её ритмам. Вот лишь пара эпизодов из нашего разговора.

Мы проходим мимо большого камня у реки, на котором выбиты фамилия, имя и отчество человека и дата - 1920 год. Алексей вдруг останавливается, показывает на камень и говорит: «Никогда не выбивай своё имя на камне, ему может это не понравиться, и он заберёт тебя. Этот человек не послушал, выбил свое имя и погиб через несколько дней».

Мы продолжаем гулять, направляемся на кладбище, потому что Алексею уже несколько дней снится дедушка, а это значит, что дедушке скучно, ему хочется пообщаться. Кладбище в лесу, мы некоторое время стоим у могилки, потом идём назад, и вдруг на большую берёзу перед нами бесшумно опускается стая вОронов. Мы останавливаемся. Тишина. «Это мои родственники, – помолчав говорит Алексей, – они приветствуют нас».

А после обеда мы зашли в гости к мастеру бубнов Александру. В молодости его помотало по северу, он жил и на Чукотке, и в Корякии, в посёлке Ачайваям. Его знания северной природы, этносов, традиций, литературы, ремёсел вполне могли принести ему учёное звание профессора северологии, но он получил другое звание. Местные зовут его белым шаманом.

Его зовут белым шаманом

Александр продемонстрировал нам звучание бубнов и, рассказав, что в старину шаманы с их помощью лечили людей, тут же показал, как это работает. Направил басовый бубен мне в область солнечного сплетения и начал играть. А я почувствовал, будто через солнечное сплетение проходит пучок сконцентрированной энергии и расходится по всему телу. Очень сильные вибрации. Еще Александр разводит маламутов. Их у него целая упряжка. Вот, кстати, один из них на фоне замоченных оленьих шкур, которые потом пойдут на бубны.

.

Александр замачивает шкуры

Но больше всего мне запомнилась эвенская рыбалка и уха, на которую нас опять - таки пригласил Алексей Коерков. В воскресенье в лесу собрался целый род. Сначала была рыбалка, потом уха и развлечения.

.

.

.

.

.

.


Особенно мне понравилась прогулка по лесу вдоль реки с эвенскими охотниками-рыбаками и их сыновьями. Мы шли по тропинке, и эвены читали лес, будто книгу.

.

.

.

.

.

Они могли определить по следам, когда последний раз здесь проходил человек, а клочок шерсти на дереве говорил им о том, что где-то рядом ловил рыбу медведь. При этом такие вещи понятны и очевидны не только взрослым опытным мужчинам, но и мальчишкам лет десяти. Воистину, лесной народ.


По дороге они высматривали в реке и ловили руками гольцов, а затем вешали их на деревьях, чтобы забрать на обратном пути.

.

.

.

Ещё эвены рассказывали, что в лесу ничего просто так трогать нельзя - ни чайник, ни котелок, ни одежду, ни обувь, даже если кажется, что эти вещи ничьи. Может быть, они принадлежат духу, который обидится и накажет тебя за то, что ты их взял.

Во время нашей прогулки я услышал самые разные истории: про воинов-чукчей, которые оставляли на голове косичку в знак уважения к своим противникам, чтобы тем в случае, если они захватят чукчу в плен, было легче отрезать ему голову, и про медведя, которому перед тем, как снять с него шкуру, накрывают морду тряпкой, и что без шкуры медведь очень похож на человека; про девушку-эвенку, которая в одиночку победила десяток корякских воинов, прежде чем вождь-коряк не остановил бой и не взял её в жены, и про "новых" русских, которых изгнал из леса дух-хозяин за неуважение к местным традициям. Здесь в лесу возле Эссо я поразился, как никогда ранее, насколько разные люди живут бок о бок на нашей планете. И это чувство пришло ко мне не в Тибете, и не в джунглях Индии, а у нас в России.

Как по мне, эвены – это как раз пример народа, который продолжает жить в гармонии с природой и разумно сочетает традиционное природопользование и мировосприятие с прогрессом современной жизни. И это у них получается от души, не на показ.

После прогулки мы играли в футбол, ели шашлыки

.

и фотографировались.

.

Славный выдался тогда денёк. И спасибо всем камчадалам за радушный прием и помощь.

Tags: Аборигены, Александр, Алексей, Анавгай, Бубны, Ичинский вулкан, Камчатка, Маламуты, Россия, Северные Народы, Сергей Смирнов, Чукчи, Эвены, Эссо, Яхты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments